Урок биологии в 10 классе по теме: Практическая работа. Решение элементарных задач по молекулярной биологии


Урок биологии в 10 классе по теме:
Решение элементарных задач по молекулярной биологии
Цели урока: Формировать практические умения и навыки решения задач по молекулярной биологии, способствовать умению обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических заданий, развивать логическое и творческое мышление.
Девиз урока:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Конфуций
Вариант 1.
Задача №1.
Гормон роста человека (соматотропин) – белок, содержащий 191 аминокислоту. Сколько кодирующих нуклеотидов и триплетов входят в состав гена соматотропина?
Задача № 2.
Фрагмент молекулы ДНК содержит 440 гуаниловых нуклеотидов, что составляет 22% общего количества нуклеотидов. Определите длину этого фрагмента ДНК.
Задача №3.
Цепочка молекулы ДНК, состоящая из 1444 нуклеотидов, которые кодируют полипептид, имеет 5 интронных (неинформационных) участков длинной 100, 120, 135 и два по 150 нуклеотидов. Сколько аминокислотных звеньев кодирует данная цепочка ДНК?
Задача № 4.
В процессе диссимиляции в тканях произошло расщепление 6 молекул глюкозы, из которых полному кислородному расщеплению подверглась только половина. Определите, сколько грамм молочной кислоты и углекислого газа образовалось вследствие реакции. Сколько молекул АТФ образовалось и сколько энергии аккумулировалось?
Вариант 2.
Задача №1.
Белок состоит из 200 аминокислот. Определить длину и молекулярную массу белка.
Задача №2.
СПИД - инфекционная болезнь, которая передаётся в основном половым путём. Возбудитель - вирус, наследственный материал которого - РНК – содержит 9 213 нуклеотидов. Сколько триплетов имеет РНК ВИЧ? Определите суммарную молекулярную массу белковых молекул, закодированных в геноме вируса, если на структурные гены приходится 4000 нуклеотидов.
Задача № 3.
В молекуле ДНК выявлено 300 цитидиловых нуклеотидов, что составляет 15% от общего количества нуклеотидов. Определите содержание нуклеотидов других типов и молекулярную массу этой ДНК.
Задача № 4.
В процессе диссимиляции в тканях произошло расщепление 7 молекул глюкозы, 4 из которых подверглись полному кислородному расщеплению. Определите, сколько грамм молочной кислоты и углекислого газа образовалось вследствие реакции. Сколько молекул АТФ образовалось и сколько энергии аккумулировалось?
Инструктивные карточки к практической работе по теме : « Решение задач по молекулярной биологии»
Согласно правилу Чаргафа:
(А+Т)+(Ц+Г)= 100% nА=nТ, nЦ= nГA=T , Ц=Г А+Г=Т+Ц
Lаминокислоты=0,35нм Мсредн.ам-ты=100а.е.м
Lнуклеотида=0,34нм Мсредн.н-да=345а.е.м
Длина фрагмента ДНК:
Lфр.=nн-в×lн-да/2
5.Длина фрагмента РНК:
Lфр. =nн-в×lн-да
6.Длина фрагмента белка:
Lбелка=nам-т× lам-ты
Этапы энергетического обмена:
1. Подготовительный (в пищеварительном тракте, энергия рассеивается в виде тепла)
2.Гликолиз (в цитоплазме)
C6H12O6→2C3H6O3+200кДж
2AДФ+2H3PO4+80кДж→2АТФ+2H2O (120 кДж энергии рассеивается в виде тепла)
3.Кислородный этап. Цикл Кребса (в митохондриях)
2C3H6O3+6O2→6CO2+6H2O+2600кДж
36АДФ+36H3PO4+1440кДж→36АТФ+36H2O
C6H12O6+6O2→6CO2+6H2O+2800кДж
38АДФ+38H3PO4+1520кДж→38АТФ+38H2O