Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.01.01 специальности 15.02.08 Технология машиностроения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР _________ Д.В. Колесник
«___»__________20___г.










Методические рекомендации
по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы
по МДК 01.01 «Технологические процессы изготовления деталей машин»
для студентов ІII-IV курсов
специальности 15.02.08 Технология машиностроения
















Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии механических дисциплин

Составил преподаватель
________________ Е.Н. Аладьева

Протокол № _____



«____»____________20_____г.



Председатель ПЦК _____________



Ю.А. Письменный



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Самостоятельная работа студентов – это спланированная познавательная, организационно и методически направленная деятельность, которая осуществляется без прямой помощи преподавателя, для достижения результата.

Цель самостоятельной работы студентов:
– развитие творческих способностей и активизация умственной деятельности студентов;
– формирование у студентов потребности беспрерывного самостоятельного пополнения знаний;
– самостоятельная работа студентов как результат морально-волевых усилий.

Задача самостоятельной работы студентов:
– научить студентов самостоятельно работать над литературой;
– творчески воспринимать учебный материал и его осмысливать;
– приобрести привычку ежедневной самостоятельной работы в получении и обобщении знаний, умений.

Виды заданий к самостоятельной работе.
В зависимости от особенностей дисциплин преподаватель может выдавать студентам разные виды заданий самостоятельной работы:
переработка информации полученной непосредственно на обязательных учебных занятиях;
работа с соответствующими учебниками и личным конспектом лекций;
самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов с разработкой конспекта;
работа со справочной литературой;
написание рефератов, сообщений;
Успешное выполнение заданий самостоятельной работы возможно при условии наличия у студентов определенных привычек: умение работать с книгой (составлять план, конспект, реферат); проводить анализ учебного материала.
Самостоятельные задания могут выполняться в рабочей тетради, альбомных листах в виде чертежей, схем, графиков и т.п. Лучшие работы, как образцы, остаются в кабинетах (лабораториях), экспонируются на выставке студенческих работ и т.п.







ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль знаний является частью учебного процесса и проводится во время лекций.
Формы контроля:
устный опрос по материалам рассмотренной темы в начале следующей лекции с оценкой ответов студентов (5-10 мин);
письменный фронтальный опрос студентов в начале или в конце лекции (5-10 мин). Ответы проверяются и оцениваются преподавателем во внеурочное время;
фронтальный контроль знаний студентов по нескольким темам, вынесенными на самостоятельную работу (5-10 мин);
проверка домашних заданий.
Конспект по МДК 01.01 «Технологические процессы изготовления деталей машин» должен содержать основные понятия о технологических процессах и принципе их разработки, примеры проектирования технологических операций и эскизов технологических наладок. Записи должны быть аккуратными, чтобы в дальнейшем ими можно было пользоваться. Они могут быть в виде конспекта – плана, цитат, систематизированных таблиц, графиков, схем.

Методические рекомендации по работе с учебной литературой:

Обработку материала нужно начинать после прочтения всего текста, параграфа, придерживаться таких правил:
Сосредоточиться на том, что читаешь;
Выделить самую сущность прочитанного, отбрасывая мелочи;
Понять мысль автора четко и ясно и это поможет выработать четкую и
собственную мысль;
Мыслить последовательно и осторожно;
Вообразить ясно то, что читаешь.
В процессе работы над темой толкование незнакомых слов и специальных терминов находить в словаре иноязычных слов и в специальных справочниках из профессиональной литературы.
Непонятные места, фразы, выражения перечитывать несколько раз, чтобы понять их смысл.
В тексте встречаются отдельные слова, фразы, или целые предложения, что выделенные курсивом, жирным шрифтом. Это свидетельствует об акценте автора на основном.
После прочтения текста необходимо:
Выделить главную мысль автора;
Выделить основные вопросы текста от второстепенных;
Осознать связь между теоретическими положениями и жизнью (практикой);
Закрепить прочитанное в сознании;
Связать новые знания с предыдущими в данной области;
Перейти к заключительному этапу усвоения и обработку – записям.
Записи необходимо начинать с названия темы и пособия, фамилии автора, год издания и названия издательства. Если это журнал, то год и номер издания, заголовок статьи. После чего составить план, т.е. короткий перечень основных вопросов текста в логической последовательности темы.
Составление плана, или тезисов логически законченного по смысловому содержанию отрывка текста, оказывает содействие лучшему пониманию его. План, может быть, простой или развернутый, т.е. более углубленный, особенно при обработке дополнительной литературы по данной теме.
После составления плана необходимо перейти к записям по тексту.
Записи необходимо вести разборчиво и четко. Они могут быть короткие или развернутые в зависимости от уровня знаний студента, богатства его литературной и профессионально лексики, привычек самостоятельной работы с книгой. По мере хлопотливой и систематической работы, записи должны носить тезисный характер и быть логически последовательными.
Для удобства пользования записями необходимо оставлять поля для заметок и свободные строки для дополнений. Записи не должны быть однообразными. В них необходимо выделять важные места, главные слова, которые акцентируются разным шрифтом или разным цветом шрифтов, подчеркиванием, заметками на полях, рамками, столбиками и т.п.
Записи могут быть в виде конспекта, простых или развернутых тезисов, цитат, выписок, систематизированных таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Конспект (лат. conspectus - обзор) – это короткая, сжатая, последовательно изложенная по тексту универсальная форма записи основного содержания прочитанного, которая может сопровождаться разными вышеупомянутыми записями.
Составление конспекта сводится к коротким записям содержание каждого заголовка плана, выделяя основные мысли. Все вопросы плана должны быть связаны между собой.
Выписки используются при необходимости изучения наиболее важных мест, фактов, цифровых данных, точного формулирования правил и законов.
Цитата – это последовательное выражение, которым подчеркивается положение текста. Она сохраняет остроту высказывания автора, выписывается последовательно, грамотно и указывается источник цитаты.
Важным элементом конспектирования является умение использовать иллюстрированные работы (схемы, графики, диаграммы) и систематизированные таблицы. Основным недостатком в данном вопросе является механическое выполнение иллюстраций, которое не связано с текстовым материалом.
Преподаватель должен акцентировать внимание студентов на необходимости выполнения и значении графических изображений и систематизированных таблиц, научить их самостоятельно составлять, анализировать и пользоваться при теоретических выкладках материала.
Систематизированные таблицы позволяют студентам обобщить приобретенные знания, анализировать полученную информацию.
Составление иллюстрированных материалов проявляет творческую и сознательную активность студента к овладению знаниями, оказывает содействие к практическим умениям и привычкам к самостоятельной, вдумчивой работе.
Привычки конспектирования вырабатывают умение студента к написанию рефератов.
Оценка выполнения самостоятельной работы с учебной литературой:
Оценка «5» отлично:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;
- студент работал полностью самостоятельно, проявил теоретические знания, умения и навыки;
- при выполнении работы студент выполнил иллюстрации к теме.
Оценка «4» хорошо:
- работа выполнена студентом в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности, которые не влияют на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана);
- студент использовал указанные преподавателем источники знаний, включая дополнительную литературу, таблицы, информацию о новых технологиях. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Оценка «3» удовлетворительно:
- работа выполняется и оформляется студентом с помощью ключей с методическими указаниями к самостоятельным работам. На выполнение работы затрачивается много времени. Студент показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднения при самостоятельной работе с дополнительной и технической литературой, статическими материалами.
Оценка «2» неудовлетворительно:
- выставляется в том случае, когда студент не подготовился к выполнению этой работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя неэффективны из-за плохой подготовки.

Методические рекомендации к выполнению рефератов:

Реферат – это короткое изложение существенности содержания какой-нибудь книги, темы, отдельного или отдельного вопроса прочитанного источника.
Реферат излагают в виде свободной записи своими словами, придерживаясь последовательности фактов согласно источникам и сопровождающие текст выписками, цитатами, иллюстративными материалами.
Необходимо приучить студентов пользоваться большим количеством источников для написания реферата. Это дает возможность полноценно освещать тему и научиться сопоставлять выражения, мысли, цифровые данные разных авторов, которое оказывает содействие изготовлению собственной мысли студента и является движущим фактором к привычкам элементов исследовательского мышления.
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Титульный лист;
Содержание;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список использованных источников.
Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Ниже представлен образец оформления титульного листа реферата.
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный;
междустрочный интервал – одинарный;
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого - 1 см, верхнего-2см, нижнего - 2см;
отформатировано по ширине листа;
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;
в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы;
нумерация страниц текста в нижнем правом углу.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Реферат оценивается по системе:
Оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, тема полностью раскрыта с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »











РЕФЕРАТ

по МДК 01.01:
«Технологические процессы изготовления деталей машин»
на тему: «_______________»








Выполнил студент ____ курса
группы ТМ-____
__________________________
(Ф.И.О.)
Проверил преподаватель
Е.Н. Аладьева











Керчь, 20___г.


Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы.
Название разделов, тем самостоятельной работы
Количество часов
Вид деятельности
Форма контроля

Раздел 1. Технологические процессы
механической обработки
Самостоятельная работа № 1
Сравнительная характеристики литых, кованных и штампованных заготовок.
Самостоятельная работа № 2
Схемы базирования деталей.

Самостоятельная работа № 3
Эскиз наладки горизонтально-расточной операции
Самостоятельная работа № 4
Фрезерование фасонных и криволинейных поверхностей
Самостоятельная работа № 5
Контурное фрезерование

Самостоятельная работа № 6
Реферат на тему: «Смазочно-охлаждающие жидкости при шлифовании»
Самостоятельная работа № 7
Процессы термической обработки зубчатых колес
Самостоятельная работа № 8
Контроль точности обработки зубьев

Самостоятельная работа № 9
Обработка зубьев протягиванием

Самостоятельная работа № 10
Технологическое оборудование для обработки наружных шлицевых поверхностей. Режущий и измерительный инструмент
Самостоятельная работа № 11
Составление таблицы «Последовательность обработки детали типа «Вал»
Самостоятельная работа № 12
Составление таблицы «Последовательность обработки детали типа «Втулка»
Самостоятельная работа № 13
Составление таблицы «Последовательность обработки детали «Колесо зубчатое»
Самостоятельная работа № 14
Реферат на тему: «Процессы обработки зубчатых колес с криволинейными зубьями»

Самостоятельная работа № 15
Конструктивно-технологические требования к корпусным деталям
Самостоятельная работа № 16
Типы деталей обрабатываемых на токарно-револьверных станках
Самостоятельная работа № 17
Реферат на тему «Преимущества и недостатки токарных многорезцовых автоматов»
Самостоятельная работа № 18
Реферат на тему: «Технологические возможности станков с ЧПУ»
Самостоятельная работа № 19
Реферат на тему «Тенденции развития обрабатывающих центров токарной группы»
Самостоятельная работа « 20
Устройства, обеспечивающие надежность работы РТК
Самостоятельная работа № 21
Основы проектирования технологических процессов сборки
102

4


6


6


6


4


6



4


4


4


4




6



6



6



6




2


4


6



6


4



4


4


Работа с учебной литературой.
Работа с учебной
литературой.
Работа с учебной
литературой.
Работа с учебной
литературой.
Работа с учебной
литературой.
Выполнение реферата.


Работа с учебной литературой.
Работа с учебной литературой.
Работа с учебной литературой.
Работа с учебной литературой.


Работа с учебной литературой.

Работа с учебной литературой.

Работа с учебной литературой.

Выполнение реферата.



Работа с учебной литературой.
Работа с учебной литературой.
Выполнение реферата.


Выполнение реферата.

Выполнение реферата.


Работа с учебной литературой.
Работа с учебной литературой.


Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта

Просмотр и оценка рефератов.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.



Проверка конспекта.


Проверка конспекта.


Проверка конспекта.


Просмотр и оценка рефератов.


Проверка конспекта.

Проверка конспекта.

Просмотр и оценка рефератов.

Просмотр и оценка рефератов.
Просмотр и оценка рефератов.

Проверка конспекта.

Проверка конспекта.



Раздел 1. Технологические процессы механической обработки


Самостоятельная работа № 1

Тема: Сравнительная характеристики литых, кованных и штампованных
заготовок.

Цель: закрепить знания методов получения литых, кованных и штампованных
заготовок.

Форма самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой.

I. Составить таблицу по образцу:

Метод получения заготовок
Размер или масса заготовок, т
Наименьшая толщина стенок, мм
Точность выполнения
Параметр шероховатости, Rа, мкм
Материал
Тип производства


















При выполнении задания необходимо уяснить, что оптимальный метод и способ изготовления заготовки устанавливают на основе анализа: - конструктивно-технологических признаков проектируемой