Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов II курса Выполнение расчетных операций с помощью мастера функций


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена и утверждена
На заседании ЦМК «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
«___» ______________________2015 г.
Протокол № ___
Председатель _________ Кумпан Ю.И.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для самостоятельной работы студентов II курса отделения «Лечебное дело», «Сестринское дело»
По теме:
«Выполнение расчетных операций с помощью мастера функций».


Разработана преподавателем
дисциплины «информатика»
Кумпан Ю.И.
Буденновск 2015г.
Содержание
Освоенные компетенции
Схема интегративных связей
Мотивация.
Введение
План урока
Ход занятия
Карта для самоподготовки.
Алгоритмы выполнения практических навыков.
Контролирующий материал.
Дидактический материал (презентация по теме).
Список литературы.

Составляющие результатов обучения
Знания Умения Владение опытом
основные понятия и методы работы с электронной таблицей выполнять расчетные операции в табличном процессоре EXCEL. использовать стандартные пакеты прикладныхпрограмм для решения практических задач
типовые алгоритмы
обработки данных самообучаться для решения жизненных проблем и
достижения профессиональных целей Обработка данных в табличном процессоре EXCEL.
виды самостоятельнойобразовательной
деятельности для
профессионального,
личностного, социального
и культурного развития использовать в качестве источника самообучения
собственный профессиональный и жизненный опыт,
а также опыт других Освоенные компетенции

Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы. Задания, представленные в методической разработке, способствуют выявлению знаний и навыков работы по выполнению расчетных операций в табличном процессоре EXCEL.
Вид урока: практическое занятие
(4 академических часа).
Тип урока: изучение нового материала.
Методика обучения: проблемно-поисковый, исследовательский метод.
Программное обеспечение и раздаточный материал: табличный процессор EXCEL, индивидуальные задания, видеоурок по работе с электронной таблицей.
Цель:
Образовательная:
Закрепить приобретенные студентами умения и навыки работы в среде табличного процессора EXCEL;
Познакомить с особенностями выполнения расчетных операций с помощью мастера функций;
Развивающая:
Развить творческое мышление;
Осуществить технологическую подготовку студентов – достичь овладения ими теми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают подготовку к трудовой деятельности;
Воспитательная:
Способствовать воспитанию у студентов творческой активности и самостоятельности.
Схема интегративных связей
20637542799000
Мотивация. Введение.
Компьютеры получают все большее распространение во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в медицине. Большую роль в работе специалиста любого звена играет табличный процессор EXCEL.
Овладение техникой студентами медицинского колледжа, в данном случае означает использование ее в трудовой деятельности, т. е. это работа в дальнейшем непосредственно связанная с персональным компьютером и с готовыми пакетами специализированных прикладных программ, с современными компьютерными технологиями. Наличие средств автоматизации облегчает использование всех возможностей электронной таблицы.
Предлагаемая методическая разработка представляет собой рекомендации, касающиеся работы с таблицами данных, преимущественно числовых. Формирования таблицы выполнения ввода, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул.
План урока.
1.  Организационный момент – 5 мин.
Цель: организовать и активизировать деятельность учащихся по проверке знаний и умений.
2. Объяснение нового материала – 45 мин.
3. Физкультминутка – 10 мин.
Цель: снять усталость и напряжение.
4.  Индивидуальный анализ проверки теоретического материала –
35 мин.
Цель: индивидуально устранить проблемы студентов в знании теоретического материала.
5.  Проверка практических умений и навыков – 60 мин.
Цели: закрепить приобретенные учащимися умения и навыки работы в среде табличного процессора EXCEL; обеспечить технологическую подготовку учащихся к трудовой деятельности; способствовать воспитанию у учащихся творческой активности и самостоятельности.
6.  Подведение итогов работы – 25 мин.
Цель: подведение итогов работы – оценка за работу.
Ход урока
I.  Организационный момент
Преподаватель объявляет тему, цели урока.
 
II.  Объяснение нового материала
Интересные факты о Электронной таблице Excel.
Найдите и исправьте ошибки в представленных формулах.

Перечислите, какие варианты вычислений позволяет выполнить элемент автосумма в Excel.
Изучение нового материала.
Работа с презентацией «Выполнение расчетных операций с помощью мастера функций».
III.  Пауза здоровья
Проводится физкультминутка с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Гимнастика для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
4. Вместо фразы «Гимнастика для глаз» напишите слово, которое вызывает у вас приятные ассоциации. Установите 12 размер шрифта для этого слова. Посмотрите на текст на расстоянии вытянутой руки на счет 1 - 6, затем измените размер шрифта на 48, посмотрите на текст на расстоянии вытянутой руки на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. В данном задании можно менять и цвет текста, по желанию.
IV.  Индивидуальный анализ проверки выполнения практического задания.
Выполнение практического задания по теме: «Выполнение расчетных операций с помощью мастера функций».
Тема: «Выполнение расчётных операций. Построение диаграмм.»1. Введите данные в ячейки: А3 – 12, А4 – 7. В ячейку А5 введите формулу =А3/$А$4. Затем эту формулу скопируйте в ячейку А6. Что будет в ячейке А6? Для упрощения работы, создайте таблицу и вычислите результат в ячейке А6.
2. Введите данные в ячейки: А2 – 6, А3 – 5, А4 – 10. В ячейку А5 введите формулу =(А2+А3)*$А$4. Затем эту формулу скопируйте в ячейку А6. Что будет в ячейке А6? Для упрощения работы, создайте таблицу и вычислите результат в ячейке А6.
3. На практике вычислите значение следующих логических формул:
- =И(78<7;89>98;6<0)
- =ИЛИ(98>1;87<1;109>9)
- =НЕ(98>9)
4. Используя данные, приведенные в таблице, создайте круговую диаграмму: «Стоимость лекарств в 2015 году».
АрбидолИммуналТавегил ЭднитРенитек2015 302 210 116 54 100
5. Постройте график изменения температуры тела у больного за неделю. Данные можно придумать.
6. Создайте список студентов вашей группы пересортируйте в алфавитном порядке по фамилиям студентов.
Ф.И.О. Год рождения Дисциплина Оценка
1 Информатика 2 3 В созданном списке студентов, выполните следующие запросы:
- определите перечень студентов, определенного года рождения;
- выведите только свои данные;
7. Переименуйте листы в электронных таблицах.
Преподаватель знакомит учащихся с критериями оценок:
«5» - 90-100%;
«4» - 80-89 %
«3» - 70-79 %
«2» - 0-69%
В итоге анализируется индивидуально с каждым студентом результат выполнения практического задания.
V.  Закрепление пройденного материала.
Вспомните основные термины и определения электронной таблицы.
Для этого Вам необходимо вставить вместо точек пропущенное слово.
Функция - это небольшая подпрограмма, ее готовая…, которая выполняет расчет по определенному алгоритму.
Каждая функция оперирует с заданными …, которые называются аргументами.
Строка формул – это панель в верхней части окна Excel, которая используется для ввода и изменения значений или формул в … листа.
Абсолютная ссылка на ячейку, или область ячеек будет всегда ссылаться на один и тот же адрес … и столбца.
Формула, содержащая относительные ссылки,…, происходит изменение формулы для поддержания относительности ссылок.
Связь устанавливается в результате задания внешней … и играет важную роль в тех случаях, когда значения в одной таблице зависят от значений в другой таблице.

VI.  Подведение итогов урока
Преподаватель проверяет выполнение творческих индивидуальных заданий и выставляет в журнал оценки за работу.
Затем преподаватель подводит итог урока, еще раз поясняя назначение табличного процессора EXCEL; анализирует сделанные студентами ошибки; объявляет оценки за теорию и практику.
VII. Домашнее задание.
Вопросы для закрепления.
1. Дайте определение электронной таблицы Excel? Какова ее структура?
2. Как определить адрес ячейки?
3. Какими способами можно перемещаться по листу?
4. Какие виды информации можно вводить в ячейки?
5. Какие форматы ввода данных используются в EXCEL?
6. Виды форматирования текста в EXCEL?
7. Как добавить лист в электронную таблицу?
8. Как перейти от одной рабочей книге к другой?
9. Из скольких строк и столбцов состоит лист рабочей книги EXCEL?
10. Как просуммировать значения в ячейках столбца или строки?
11. Как найти максимальное, минимальное или среднее значение одного или нескольких диапазонов?
12. Как выбрать тип или вид диаграммы?

Список литературы по теме:
Степанов А.Н.: Информатика. - СПб.: Питер, 2007
Гобарева Я.Л.: Технология экономических расчетов средствами MS Exsel. - М.: КноРус, 2006
Холи Р.: Excel. Трюки. - СПб.: Питер, 2006
Степанов А.Н.: Информатика. - СПб.: Питер, 2005
Гохберг Г.С.: Информационные технологии. - М.: Академия, 2004
Долженков В.А.: Microsoft Excel 2003. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004
Михеева Е.В.: Практикум по информатике. - М.: Академия, 2004
Панфилова Т.И.: Microsoft Excel и VBA. Примеры и задания. - М.: Интеллект-Центр, 2004