Доклад Особенности преемственности в формировании предметных и метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования

Особенности преемственности
в формировании предметных и метапредметных результатов
на уровнях начального общего и основного общего образования

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.
Целью обучения иностранному языку в средней школе являетсяразвитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. В нашей школе обеспечено преподавание по одной линии учебников, и в данном аспекте преемственность соблюдена. Но тем не менее, проблемы адаптации учащихся при переходе в 5 класс существуют.
Вот что показал анализ качества знаний по предмету за 4 класс 2013-14г. И этих же учеников за 1 четверть 5 класса:
класс
2013-2014г
2014-2015г (1 четв.)


72%
61%


80%
68%


100%
84%


Как мы видим, показатель КЗ по английскому языку в пятом классе снизился.
Кроме того,проведено небольшое анкетирование учащихся 5 классов.
Вопросы анкеты
1.Нравился ли тебе урок английского языка в начальной школе?
2. Нравится ли тебе урок английского языка в 5 классе?
3.Был ли этот урок для тебя труднымв во 2-4 классе?
4. Испытываешь ли ты трудности в изучении английского языка в 5 классе?
5. Какие типы заданий вызывают у тебя больше всего трудностей?
6. Сколько времени у тебя уходило на выполнение домашнего задания по английскому языку в начальных классах?
10-15 мин.- 1
30 мин. – 2
1 час – 3
Более часа – 4
7. Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания по английскому языку в 5 классе?
10-15 мин.- 1
30 мин. – 2
1 час – 3
Более часа – 4
Выводы:
Нравился урок в начальной школе – 15 человек
Нравится сейчас – 7 человек
Было трудно в начальной школе -3 человека,
Трудно в 5 классе – 7 человек
Основные трудности при выполнении заданий: понимание прочитанного и прослушанного текста, времена английского глагола, построение высказывания.
Меньше всего вызывают трудностей задания на чтение вслух, составление диалогов, ответы на вопросы.
Время на выполнение домашнего задания по английскому языку во 2-4 классе
10-15 мин. – 5 человек
30 мин. – 10 человек
Около часа – 7 человек
Время на выполнение заданий в 5 классе –
10-15 мин – 4 человека
30 минут – 8 человек
Около часа – 10 человек
Вывод: предмет стал вызывать больше трудностей, требовать больших усилий и времени на подготовку, и как следствие, снизился интерес к предмету, снизилась успеваемость.
При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:
большое количество новых слов;
при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»);
данное явление ещё не изучалось на родном языке.
Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и  сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке учащихся.
Одной из причин снижения успеваемости является неспособность учеников справиться с возросшим  по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?
Необходимо с начала учебного года в 5 классе поддерживать интерес в детях.     Для этого использовать на уроках игровые упражнения, проектные и творческие работы, песни, стихи на английском языке, ролевые игры, упражнения с применением ИКТ, больше использовать наглядность.
Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания.
Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы.  
Чаще оценивать ответы учащихся.
Важное значение в решении проблемы преемственности играет личность учителя . Отношение   к предмету определяется во многом личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Пока для этого возраста важна забота и внимание со стороны учителя.
Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей ценить не столько отметки, сколько знания.
Подробное разъяснение домашнего задания.
Ежедневный контроль за классной и домашней работой.
     .
        
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе .


Как собдюдается преемственность в метапредметных результатах обучения при переходе от начального к общему основному образованию?


Метапредметные результаты:
(
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
(
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
(
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
(
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации
(
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения
(
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
(
готовность слушать собеседника и вести диалог,
(
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
и другие.





Основные метапредметные уменя, достигаемые средствами предмета «Иностранный язык», это:
Смысловое чтение.
Поисковое чтение.
Основные логические операции:
- сравнение
- анализ
- классификация
- синтез.
Заполнение анкет, таблиц, выполнение схем, а также работа с ними.
Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности (работа с инструкцией ит.д.).
Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.
Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных работ.
Оценочная деятельность: самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
Познавательная и личностная рефлексия.
Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов сети Интернет

Рассмотрим, как эти умения развиваются в начальной школе и продолжают развиваться в среднем звене.
См. презентацию.

Таким образом, если правильно учитывать особенности памяти, внимания, восприятия, мышления ребенка младшего подросткового возраста, можно сделать процесс обучения английскому языку более успешным. В младшем подростковом возрасте ребенку особенно свойственно позитивное отношение к изучению иностранного языка. По мнению А. А. Аихазишвили, языковая способность ребенка является наиболее высокой до возраста 10–12 лет (критический период), а затем довольно резко падает. Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что в пятом классе интерес к иностранным языкам достаточно высок: для школьников этого возраста ведущим мотивом является стремление к расширению сферы общения (71 из 100 опрошенных школьников ответили, что хотели бы изучать английский язык для возможности общаться на языке во время пребывания в другой стране).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415