Обеспечение преемственности начального и основного общего математического образования.
Обеспечение преемственности начального и основного общего математического образования.
Одним из критериев повышения качества образования является реализация преемственности между начальным и основным общим образованием с учётом прошлого опыта, современных и будущих тенденций.
Немного истории…..
Впервые эта проблема обсуждалась в 50-е гг. прошлого века. Начальная школа имела в то время самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного четырехлетнего начального образования к обязательному семилетнему образованию.
Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражалась в различии методов обучения. Довольно значительным было расхождение в методиках преподавания курсов арифметики 4 и 5 классов. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой, где обучение проводилось в основном на задачах.
Во второй раз решение проблемы преемственности пытались предложить в начале 70-х годов прошлого века, когда начальная школа стала трехлетней. Кроме этого, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако остались расхождения в формулировках требований, к математической подготовке обучающихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 5 классе. Отголоски этих расхождений чувствуются и поныне.
Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Целью преемственности между начальным и основным общим образованием является
1) создание условий для успешной адаптации пятиклассников,
2) обеспечение постепенного и успешного перехода обучающихся из начальной школы в основную школу.
Такой переход, может сопровождаться достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения и т.д. При переходе из начальной школы в основную учащиеся преодолевают сложный психологический барьер.
Это связано со многими причинами:
вместо одного учителя – сразу много,
больше предметов,
кабинетная система и другие.
Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:
Подготовительный.
Адаптационный.
Стабилизационный.
Основные задачи на подготовительном этапе:
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и основной.
Эмоциональная подготовка педагогов основной школы к работе с детьми младшего подросткового возраста.
Подготовка учащихся и родителей выпускных классов начальной школы к продолжению образования в основной школе.
Психологическое сопровождение.
Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.
Подготовительный этап включает:
Создание информационных карт.
Проведение подготовительных организационных мероприятий.
Создание информационных карт начинается с дошкольного периода, и затем учитель начальной школы продолжает накапливать информацию за период его обучения в начальной школе, и в ходе его взросления накапливается информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя основной школы посещают уроки, внеклассные мероприятия в выпускных классах начальной школы (обычно в 4 четверти). В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов на совместных заседаниях ШМО учителей начальных классов и учителей –предметников по математике.
Формируются временные творческие группы, в состав которых входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники по математике основной школы, психолог, логопед, члены администрации. Планируемое время работы – 2 года (4 и 5 класс).
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.
Каждый год, проводя педагогический совет по результатам классно-обобщающего контроля в 5-х классах, мы подводим итоги обучения учащихся 5 классов в адаптационном периоде. Пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Отмечаем, что преемственность при переходе от начального к основному общему образованию осуществляется на уровне:
целей и задач;
содержания образования;
организационных форм;
планируемых результатов
Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.
Хочу предложить вашему вниманию диаграмму качества обучения математики за последние два года (результаты итоговой контрольной работы учащихся 4-х классов, предложенной Министерством общего и профессионального образования СО Институтом развития образования, годовые результаты учащихся 4-х классов по математике и промежуточными четвертными результатами учащихся 5-х классов по математике.
Слайд 1. Успеваемость по математике учащихся 4 и 5-х классов.
Слайд 2. Качество знаний по математике учащихся 4 и 5-х классов.
Анализ итогов показывает низкие результаты итоговой контрольной работы учащихся 4-х классов, предложенной Министерством общего и профессионального образования СО Институтом развития образования, и повышение его к концу 4-го класса и промежуточного контроля в 5-м классе. Незначительное снижение качества знаний в 5 классе обусловлено на наш взгляд, сл. факторами:
Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).
Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).
Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.
Недостаточное развитие графических умений.
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).
Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).
Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.
Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 45 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают:“ А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).
В связи с реформированием и модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. В имеющихся комплектах учебников по математике в начальной школе и в 5-х классах имеются небольшие расхождения в содержательном плане.
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Поэтому проблему преемственности в школьном курсе математики нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе.
Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д.,
Ведь большая часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы
Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября.
В заключении, хочу предложить направления работы по обеспечению преемственности обучения математике между начальной и основной школой:
- Взаимопосещение учителями основной школы уроков в начальной школе.
- Организации экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5 классы, в кабинеты математики.
- Проведение единых общешкольных декад, предметных недель по математике, с привлечением обучающихся всех уровней.
- Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы.
- Информационная работа через сайт ОО.Итак, можно сделать сл. вывод.
Преемственность – это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная школа, которая формирует математические знания, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.
С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.