«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»
Выступление
на РМО учителей начальной школы
по теме:
«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего
и основного общего образования»
Учитель начальных классов
МБОУ Ясенецкая СОШ
Шкарина Анна Михайловна
2014
Слайд 1.
Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Слайд 2.
Данный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.
Очень актуальными остаются слова В.А.Сухомлинского из книги «Разговор
с молодым директором»
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Слайд 3
Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Данный слайд очень ярко подтверждает эти слова, дает понять, что же происходит, когда преемственность отсутствует. При высокой цели нет взаимосвязи в содержании и технологии преподавания.
Слайд 4
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет задачи и структуру стандартов.
В основе ФГОС лежит принцип:
Единство преемственности и развития.
Слайд5
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ.
ФГОС ступеней обучения – это преемственность и развитие.
Слайд 6
Что такое преемственность?
Преемственность в образовании-
это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует отметить, что наиболее остро она стоит в ключевой точке – в период перехода обучающихся из начальной школы в основную.
Преемственность
— это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Слайд 7
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Слайд 8
Приоритетная цель школьного образования - научить учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 9
Образование - непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.
Построение единой образовательной среды – это
Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов;
Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих
целей и задач.
А в итоге- совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Слайд 10
Необходимо выстроить алгоритм оргагизации преемственности и з начальнойв основную школу. Это единая система УУД, цели, единый УМК и содержание, единый комплекс технологий:
Клик мышкой – наложение шагов
А теперь о работе школьного МО по разрешению проблемы преемственности.
С введением ФГОС определилась единая система требований к содержанию образования, уровню развития обучающихся в соответствии с возрастом, важным условием эффективности образовательной деятельности начальной и основной школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
1шаг.
Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы.
Объединение создается на один календарный Оно должно включать учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.
2 шаг. Согласование целей, содержания и технологий
Внутри методобъединения должна быть достигнута договоренность:
1. О едином понимании целей, то есть – об уровне учебных достижений, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах.
2. О соблюдении единых технологий и принципов образовательной системы
Компромисс между педагогогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.
3 шаг. Посещение и анализ уроков в 4-м классе
Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.
Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.
4шаг . Совместные уроки в 4-м классе
Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.
На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.
5 шаг. Диагностика нового результата в начальной школе
Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния замерить учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.
Задача–уровень развития общеучебных умений, универсальных учебных действий на выходе из начальной школы.
6 шаг. Анализ уроков в 5-м классе
На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы.
Шестой шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям.
7 шаг
Решение проблем адаптации
Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы
8 шаг
Определение эффективности организации преемственности
анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.
Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д.
Шире привлекать психолога к данной работе.
Слайд 11
В период подготовки к переходу на новые ФГОС основного общего образования
необходимо обеспечить соответствующую преемственность
в формировании и диагностике всех планируемых результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных.
Слайд 12
Принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения –
метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты)
Слайд 13
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Слайд 14
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить:
Регулятивные УУД - Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД - Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические
Коммуникативные УУД - Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты - Определены с учетом содержания учебных предметов
Слайд 15
В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Слайд16
Рассмотрим выдержки из стандарта, демонстрирующие преемственность начальной и основной школы, и проследим преемственность и развитие метапредметных результатов. Итак, преемстменность и развитие через регулятивные УУД:
- формирование умения планировать и определять наиболее эффективные способы решения учебной задачи - в начальной школе;
- самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности и определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов - в основной школе.
2.- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха - в начальной школе
-диагностика результатов по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок - в основной школе.
Слайд 17
3.- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии- в начальной школе;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам - в основной школе.
Слайд 18
через познавательные УУД:
1. -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений- в начальной школе;
- использование тех же действий для обоснования технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности - в основной школе.
Слайд 19
2. - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации- в начальной школе;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость - в основной школе.
Слайд 20
через коммуникативные УУД:
формирование способности к совместной деятельности в группе, к определению общей цели и путей ее достижения и готовности признавать возможность существования различных точек зрения в начальной школе.
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками и объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в общее дело – в основной школе.
Таким образом, представленные в новых стандартах начального и основного общего образования метапредметные результаты определяют приоритетные направления в преемственности, где предусматривается дальнейшее развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, продолжается формирование умения учиться.
Слайд 21
С какими же проблемами могут столкнуться педагогические коллективы при обеспечении преемственности и развития метапредметных результатов обучения?
1. Выполнение единых требований, предъявляемых основной образовательной программой к формированию, развитию и оценке метапредметных результатов.
2. Преемственность в применении современных образовательных технологий в процессе обучения
3. Преемственность между учебно-методическими комплексами
4. Взаимодействие учителей начальной школы и учителей – предметников основной школы по ключевым проблемам.
Следовательно, проблема преемственности и развития метапредметных результатов может возникнуть,
во-первых, из-за несогласованности методов и содержания обучения,
во-вторых, обучение на начальной ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня,
в-третьих, разный уровень предъявляемых требований к ученику.
Механизмом решения данных проблем может стать последовательное выполнение ранее предложеных этапов или шагов.
Слайд 22
Преемственность должна наблюдаться и в оценке результатов основной образовательной программы (ООП). Комплексные итоговые контрольные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения, индивид. листы наблюдений, олимпиадные работы, проекты, которыми будут наполняться портфолио уч-ся.
Создание единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
Слайд 23
Вывод:
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Требования ФГОС, в первую очередь, обращены к современному учителю, способному воспитать достойного гражданина страны, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными общечеловеческими ценностями.
Слайд 24
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР - портрет выпускника соответствующей ступени.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Слайд 25
Спасибо за внимание.
Творческих вам успехов!