Статья Обеспечение преемственности в системе оценки учебных достижений по английскому языку при освоении НОО и ООО
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад по теме:
«Обеспечение преемственности в системе оценки учебных достижений по английскому языку при освоении начального общего образования и основного общего образования» (слайд 1)
Вопросы диагностики обученности и обучаемости учащихся играют особо важную роль в образовательной деятельности, поскольку только на основе обратной связи есть возможность повысить качество знаний учащихся, совершенствовать работу учителя, а также сделать совместную работу учителя и ученика плодотворной.
При определении качества знаний учащихся по английскому языку объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.
Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения, а также индивидуальный прогресс учащихся.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в основную сопровождается трудностями, как для ребенка, так и для его родителей и учителей.
В гимназии № 12 для обеспечения плавности перехода ребенка из начальной школы в основную одни и те же учителя ведут детей из начальной в основную школу. Единство требований способствует благоприятной адаптации перехода учащихся, психологическому комфорту.
«Гимназия № 12» практикует углублённое изучение языков. Английский язык начинают изучать дети, посещающие курсы дополнительной подготовки к школе, в 1 классе ребята продолжают изучение языка на занятиях внеурочной деятельности, со 2-го по 7 класс изучают по программе авторов Верещагиной, Притыкиной, Афанасьевой и на занятиях внеурочной деятельности, а именно Английский – детям, Английский клуб любителей чтения, Общение без границ. С 5-го класса ребята начинают изучать второй иностранный язык – немецкий или французский на выбор. Все это обеспечивает преемственность в изучении иностранного языка на всех уровнях обучения.
Все учебники со 2 по 11 класс представлены одной линией авторов (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. – 2, 3 классы, Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. – 4-7 классы), серия представлена полным учебно-методическим комплектом, который вы можете увидеть на слайде (2).
Курс имеет концентрическое построение, темы расширяются, постепенно усложняются. Дети, переходя из класса в класс, встречают знакомые задания, что не вызывает чувство страха, а наоборот, чувство радости. Например, задание на true-false (верно-неверно) знакомо им со 2 класса и используется до 7, что обеспечивает преемственность в обучении. Также соблюдается преемственность и в оценивании.
Проанализировав учебники со 2 по 7 класс, следует отметить, что тесты представлены как в самих учебниках, так и в специальных пособиях – контрольных тестах. Задания оцениваются по 5-ти уровням, которые вы можете увидеть на слайде (3). Оценивание на уроках иностранного языка является качественным, критериальным.
На своих уроках учителя нашей гимназии применяют разные приемы оценивания.
Выбор приемов оценивания зависит от цели деятельности. Хочу поделиться опытом самооценивания и взаимооценки учащихся, которые помогают формировать у учащихся как ценность процесса обучения, так и умение контролировать и оценивать свою собственную работу. Эти приемы используются как в начальной, так и в основной школе.
Для самооценивания учащимися применяем такие игровые приемы, как “BLOB’s Tree” («Дерево капельки»), «Лестница успеха» и «Смайлики», которые вы видите на слайде (4). Ребенок оценивает свои знания по грамматическому или лексическому материалу на начало урока и обозначает свой уровень, объясняя, почему он так думает и поместил себя на определенной ветке или ступеньке. При объяснении каждый ребенок начинает определять пути самопознания в процессе изучения грамматического или лексического материала. Учащийся выявляет, что необходимо повторить, и в конце урока еще раз возвращается к своей ветке или ступеньке, чтобы определить, остался ли он на том же уровне или сдвинулся на уровень выше. С помощью смайликов ребенок может оценивать как уровень своих знаний, так и эмоциональное состояние на уроке.
Также для самооценивания учащимся предлагаем провести рефлексию с помощью приема «Пирамида» (слайд 5). Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части - что не получилось, и в верхней части - над чем необходимо поработать или что повторить к следующему уроку. Такие карточки дети оставляют себе, как напоминание, а учитель для себя берет на заметку, что вызывало трудность у ребенка, над чем поработать на следующем уроке.
Для развития навыков самопроверки и самостоятельной работы с текстом мы используем прием «Цветные поля» (слайд 6). Ученик пишет письменную самостоятельную работу, на полях делает пометки для учителя разным цветом. Значение пометок вы видите на слайде. Такой прием способствует созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учится определять и степень своей подготовленности.
При подготовке к выполнению контрольной работы, за два урока до нее детям предлагается выполнить упражнение по карточкам "The Marking List" (слайд 7). Карточка составляется на определенную тему, по которой будет контроль, например, грамматическую, ребенок должен отметить, что он уже знает хорошо и что необходимо повторить. Перед вами на слайде карточка по теме «Образование времен неопределенной и совершенной формы».
Дополняет этот прием и делает знания ученика более значимыми заполнение таблицы максимальных результатов (слайд 8), которая помогает ребенку наглядно увидеть, с каким уровнем заданий он может справиться на уроке, на какую отметку он может поработать. В таблице представлены задания, которые необходимо сделать на уроке или на определенном его этапе, и показаны максимальное значение для каждого задания, а также дается общее максимальное значение, которое можно выполнить за определенный промежуток времени, ниже приводится градация для каждой отметки в балловом эквиваленте и в процентном соотношении, в таблице отводится специальная графа для самооценивания, которую заполняет каждый ребенок индивидуально, а потом соотносит с максимальным результатом по каждому заданию. То есть у ребенка сразу есть выбор, на какую оценку он сможет выполнить задание, проявляется вариативность заданий.
Системно-деятельностный подход включает в себя организацию учебного сотрудничества в парах, группах, поэтому очень важным приемом является прием «Взаимооценивание» (слайд 9). Он нацелен на развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам предлагается форма с прилагательными и наречиями, которые необходимо выбрать, чтобы оценить работу друг друга. Прилагательные и наречия подбираются с учетом возрастных особенностей учеников.
Методическим объединением разработана система контроля всех видов речевой деятельности от промежуточного до итогового. К каждой контрольной работе или тесту разрабатываются критерии оценивания. На слайде (10) вашему вниманию предлагаются критерии к текущему тесту (Formative Assessment) за 5 класс по разделу "Health and Body Care". Такая технология готовит детей к стандартизированному независимому тестированию, а в перспективе и к ЕГЭ.
Преемственность прослеживается и в использовании современных образовательных технологий на всех этапах обучения. Среди них личностно-ориентированное, развивающее, ИКТ-обучение, игровые технологии, системно-деятельностный подход, технология развития критического мышления. Активно используется метод проектов, метод обучения в сотрудничестве. Конечно, используем технологию оценки учебных достижений образовательной системы школы 2100. Для самооценивания разработан специальный алгоритм. На слайде (11) он представлен на английском языке. Данный алгоритм нацеливает на удержание задания в течение всей работы, умение сверять результат с поставленной целью, проанализировать степень своей самостоятельности при выполнении задания, и, если ребенок не справился с ним или допустил ошибки, определить, по каким темам у него имеются пробелы, что не дало ему справиться с определенным уровнем, а, значит, над чем еще предстоит поработать.
Важным звеном преемственности в оценивании является сдача зачетной сессии: дети сдают экзамены по английскому языку в конце каждого учебного года, начиная со 2-го класса, и зачеты в первом полугодии, начиная с 5-го. Преемственность заключается в том, что уровень заданий с каждым классом усложняется, а также происходит повторение ранее изученного материала (слайд 12).
В конце каждого учебного года дети и учитель английского языка заполняют таблицу образовательных результатов (слайд 13). Она составляется из перечня умений, которыми должен и может овладеть ученик. Учитель оценивает ученика, и ученик оценивает сам себя, потом результаты сравниваются. Ученик намечает, над какими пунктами ему стоит поработать, а учитель дает рекомендации. Соблюдая преемственность, учитель, выпуская детей из 4 класса, знает, с каким уровнем знаний они придут в пятый класс, над какими универсальными учебными действиями и предметными знаниями еще надо будет работать.
В системе оценивания на начальном и основном уровне обучения педагоги нашей гимназии используют:
- такие методы оценивания, как наблюдение, анализ письменных и устных ответов и работ учащихся, в том числе основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов;
- выбор разнообразных форм оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
- важным в оценивании является самоанализ и самооценка обучающихся.
На уроках английского языка перечень видов и форм учебных работ, которые подлежат оценке, уже давно является очень широким и разнообразным, что представлено на слайде (14). Ученику в учебном процессе, в том числе и в процессе оценивания, отводится ведущая роль. Ему помогают осознавать, как собственно, он учится, и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности. У учеников последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом Стандарте отнесены к общеучебным:
анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания;
оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.
Все это и есть основа, необходимая для того, чтобы учиться в течение всей жизни.