Критерии и показатели оценки качества учебных достижений обучающихся при получении начального общего образования
Критерии и показатели оценки качества учебных достижений обучающихся
Система оценки качества учебных достижений обучающихся начальной школы включает в себя комплекс критериев и показателей, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования в школе.
Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Русский язык
Критерии
Показатели
Интеллектуально – речевые умения Составлять предложения из слов
Отличать текст от набора предложений
Составлять небольшой текст на заданную тему
Правильно списывать слова, предложение, текст
Учебно – языковые умения Различать буквы, звуки; гласные, согласные; звонкие, глухие; твердые, мягкие
Делить слова на слоги, ставить ударение
Находить корень в группе доступных однокоренных слов
Правописные умения Писать большую букву в начале предложений, в именах собственных
Писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях)
Обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака
Не употреблять мягкий знак в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ и т.п.
Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне
Делить слова на части для переноса
Ставить знак препинания в конце предложения
Литературное чтение
Критерии
Показатели
Умение осмысленно читать Осмысленно, правильно читать целыми словами
Заучивать наизусть небольшие стихотворения
Умение определять и объяснять свое отношение к прочитанномуОтвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений
Умение узнавать новое о литературе, книгах, писателях Соотносить авторов, название и героев прочитанных произведений
Различать рассказы и стихотворения
Умение создавать устные и письменные тексты Подробный пересказ текста
Составление устного рассказа по картинке
Математика
Критерии Показатели
Умение производить вычисления Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20
Выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 20
Находить значения выражений в два действия
Сравнивать, складывать и вычитать именованные числа
Умение читать и записывать сведения на языке математики Читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем)
Читать и записывать информацию в таблицу
Умение строить цепочки логических рассуждений Решать простые задачи
Решать уравнения изученных видов
Решать числовые ребусы и головоломки
Умение распознавать геометрические формы и работать с ними Выделять признаки предметов
Узнавать и называть плоские геометрические фигуры
Определять длину отрезка
Окружающий мир
Критерии
Показатели
Уметь объяснять мир Называть окружающие предметы и их взаимосвязи
Объяснять, как люди помогают друг другу
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека
Называть основные особенности каждого времени года
Уметь определять своё отношение к миру Оценивать правильность поведения людей в природе
Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, ОБЖ, уличного движения)
Оценка метапредметных результатов
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Критерии Показатели
Формирование регулятивных универсальных учебных действий Умение определять цель деятельности, составлять план действий
Умение осуществлять действия по реализации плана
Умение соотносить результат деятельности с целью и оценивать его
Формирование познавательных универсальных учебных действий Умение извлекать информацию
Умение перерабатывать информацию, выполнять универсальные логические действия
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий Умение доносить свою позицию до других, владение приемами монологической и диалогической речи
Умение понять и принять другую позицию и точку зрения
Умение договариваться, организовывать взаимодействие
Оценка личностных результатов
Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, в части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, реализуемой семьей и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий.
Критерии Показатели
Самоопределение Сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося
Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности
Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности
Смыслоообразование Поиск и установление личностного смысла («значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов
Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва
Морально-этическая ориентация Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости
Способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешенииРазвитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Технологии оценивания
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция нескольких образовательных технологий:
- технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,
- технологий, основанных на создании учебных ситуаций,
- технологий, основанные на реализации проектной деятельности,
- информационных и коммуникационных технологий обучения.
Формы и методы оценки
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Результаты фиксируются в Таблицах образовательных результатов, портфолио обучающегося. Итоговый контроль достижения предметных результатов осуществляется с помощью итоговых комплексных работ на межпредметной основе, результаты учитываются при определении итоговой оценки.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, проверочные работы, диагностические интегрированные работы, мониторинг сформированности основных учебных умений, результаты фиксируются в Таблице достижений.
Оценка личностных результатов проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Диагностика проводится в виде неперсонифицированных работ. Оценка личностного прогресса ученика осуществляется с помощью портфолио.
Привычные формы контроля результатов дополняются другими формами контроля:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (саморефлексия конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений обучающихся.
Формы представления образовательных результатов
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Способы оценочной деятельности
Безотметочное обучение (1 класс)
В первом классе акцент делается на словесную оценку любых действий. Вместо балльных отметок используется только положительная оценка. В Таблице образовательных результатов по всем учебным предметам при успешном выполнении заданий в графу соответствующего умения ставится «+». В таблицах метапредметных и личностных результатов указывается уровень успешности (базовый, повышенный).
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первого класса. Обучающиеся приобретают следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным критериям;
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Пятибалльная система (2- 4 классы)
Принципиально переосмыслена традиционная оценочно-отметочная шкала («пятибалльная») по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи оценивается как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Со второго класса определяется отметка за каждую учебную задачу.
Накопительная система оценки – Портфолио достижений (1 – 4 классы)
Главным средством накопления информации об образовательных результатах обучающегося становится портфолио. Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфолио достижений обучающегося за четыре года обучения в начальной школе.
Критерии оценивания
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Деятельность по оценке образовательных достижений обучающихся
Месяц
Мероприятия Прогнозируемый результат
Август 1.Разработка и коррекция рабочих программ по учебным предметам (осуществление оценки метапредметных, предметных результатов).
2.Разработка программ учебных курсов по основным направлениям развития личности, определенных в ФГОС (личностные результаты).
3. Систематизация материалов Портфолио ученика начальной школы, как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 1. Утверждение рабочих программ по учебным предметам, программ учебных курсов на заседании ПМО учителей начальных классов.
2. Систематизация материалов Портфолио в соответствии с Положением о Портфолио ученика начальной школы.
Сентябрь 1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с Основной образовательной программой начального общего образования.
2. Анкетирование родителей с целью оценки уровня готовности ребёнка к школьному обучению (уровня развития личностных, регулятивных, коммуникативных умений).
3. Составление социальных паспортов класса.
4. Выявление индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, организация внеурочной деятельности обучающихся.
5. Введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
1.Адаптация учащихся к учебной деятельности.
2. Презентация Основной образовательной программы начального общего образования.
3.Информирование родителейоб оценке учебных достижений обучающихся.
4.Оформление социальных паспортов (занятость ребёнка во внеурочное время).
5. Оценка уровня готовности первоклассников к школе (результаты анкетирования родителей). Адаптация первоклассников.
6.Комплектование групп учащихся для осуществления внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности.
7.Знакомство с алгоритмом самооценки.
Октябрь 1. Педагогическая диагностика «Сформированность предпосылок к школьному обучению».
2. Проведение школьного интеллектуального марафона.
3. Психологическая диагностика «Уровень интеллектуальных способностей обучающихся».
4. Организация индивидуального и группового консультирования учащихся, педагогов и родителей.
5.Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник обучающегося»).
6. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений).
1. Оценка сформированности предпосылок к школьному обучению.
2. Развитие у детей метапредметных знаний. Выявление учащихся с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Определение уровня интеллектуальных способностей, выявление обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
4. Реализация индивидуального подхода в обучении.
5. Совместная выработка порядка оценивания (родители, учащиеся).
Ноябрь 1.Наблюдение за деятельностью педагога по созданию адаптивной среды (посещение учебных занятий).
2. Организация выставки творческих работ учащихся (результаты внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности).
3. Формирование Портфолио ученика.
4.Создание банка контрольно – измерительных материалов по оценке образовательных достижений учащихся.
5. Анкетирование родителей с целью определения характера адаптации первоклассников к условиям школьной жизни. 1.Оценка реализации психолого – педагогических аспектов в обучении учащихся первых классов в период адаптации.
2. Новые подходы к проектированию учебных занятий, оценке достижений учащихся.
3. Выставка творческих работ учащихся.
4. Оформление Портфолио ученика.
5.Активизация мотивации обучения.
6.Формирование банка инструментария по оценке достижений учащихся.
Декабрь 1.Психологическая диагностика «Выявление уровня учебной мотивации, социальной адаптации первоклассников».
2.Проведение текущего контроля. Оценка качества усвоения учебного материала по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир (предметные результаты).
3. Родительское собрание «Успешность ребёнка в школе» (итоги психологической диагностики, итоги проверочных работ, самооценка учащегося).
4. Консультативная работа психолога и педагогов с родителями обучающихся, испытывающих определенные трудности.
5. Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).
6. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений). 1.Оценка уровня мотивационной и эмоционально – волевой готовности детей к обучению.
2.Оценка успешности продвижения в освоении учебного материала.
3.Выяснение причин затруднений в освоении учебного материала по основным предметам, определение плана коррекции.
4. Коррекция уровня успешности обучающегося.
5. Развитие навыков самооценки результатов учебных действий.
Январь
1.Диагностика метапредметных (регулятивных, познавательных УУД) и личностных результатов.
2.Создание мини – проектов.
3. Оценка образовательных достижений всеми субъектами образовательного процесса (Карта оценки образовательных достижений). 1. Выявление уровня регулятивных и познавательных универсальных учебных действий у каждого обучающегося.
2. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков.
3.Формирование адекватной самооценки учащихся.
Февраль
1.Формирование банка контрольно – измерительных материалов по оценке достижений учащихся по освоению основной образовательной программы начального общего образования.
2. Организация и проведение предметных недель. 1.Пополнение банка инструментария по оцениванию достижений учащихся.
2. Повышение профессионализма педагогов.
3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Март
1.Семинар – практикум «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы обучающимися».
2. Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).
3. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений). 1. Овладение технологией оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
2.Самостоятельная оценка и контроль результатов учебных действий, нахождение и исправление ошибок.
3.Динамика образовательных результатов.
Апрель
1.Проведение итогового контроля (административная комплексная работа). Оценка качества образовательных достижений обучающихся.
2. Анкетирование родителей «Удовлетворенность образовательными услугами, предоставляемыми образовательным учреждением».
1.Определение уровня образовательных достижений обучающихся. Динамика результатов.
3.Степень удовлетворенности родителей образовательными услугами ОУ.
Май
1. Диагностика предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД) и личностных результатов (интегрированная контрольная работа).
2.Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).
3. Презентация учебных и внеучебных достижений учащихся.
4.Формирование Портфолио ученика (динамика образовательных достижений).
5. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений). 1. Определение предметных, метапредметных и личностных результатов (динамика учебных достижений).
2.Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
3. Мотивация ученика на успех.