Статья Система подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Совершенствование метода подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике. (Из опыта работы)
Автор: учитель математики МОУ «СОШ п. Демьяс Дергачевского муниципального района Саратовской области» Телешевой Галины Львовны
Математика - обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ (ОГЭ) как формы его проведения нет. Получение аттестата о среднем образовании не возможно без успешной сдачи ЕГЭ по математике. Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит их дальнейшая судьба. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.
Все это побудило меня к разработке единой системы по подготовке к ЕГЭ по математике, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей на основе использования различных форм и технологий.
Основные направления работы:
1. Информационная работа с учащимися с целью:
- ознакомления с экзаменационными материалами и правилами заполнения бланков;
- ознакомления со структурами контрольного измерительного материала и методическими документами: кодификаторами содержания, спецификациями работ;
- изучения особенностей шкалирования результатов ЕГЭ (оценивание заданий с развёрнутым ответом, первичный и тестовый балл, математическая модель зависимости первичного и тестового баллов).
2. Психологическая подготовка к участию в ЕГЭ:
- планирование повторения учебного материала к экзамену;
- эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала;
- способы поддержки работоспособности;
- способы саморегуляции в стрессовой ситуации;
- организация своего труда во время тестирования.
3. Использование Интернет-технологий, работа с образовательными сайтами:
http://reshuege.ru/. Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике с образцами решений.
http://alexlarin.net/. Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы.
http://www.alleng.ru. Учебные материалы (книги, учебники, пособия, справочники)
http://mathege.ru . Задания, тренировочные работы, документы.
http://www.fipi.ru/. Документы, КИМыhttp://ege.edu.ru/. Документы, новости, мероприятия.
http://uztest.ru. Пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.
На указанных сайтах выпускник получает полную информацию о проведении
ЕГЭ, самостоятельно может проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом.
Применение новых информационных технологий позволяет мне разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
4 Проведение диагностических, тренировочных работ, представленных в сети Интернет и через систему СтатГрад.
Начиная с 10 класса, для промежуточного контроля использую тестовую форму по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся. Обучаемые проходят тестирование, используя распечатанные тесты, либо в классе, либо дома. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученным в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации.
Текущие результаты тестирования представляю в виде таблицы с анализом выполненных заданий. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками.
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно – измерительным материалам. Обязательно сохраняю результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне обученности ученика.
На этапе мониторинга применяю технологию «портфолио». Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы.
5. Индивидуальная траектория подготовки обучающихся к ЕГЭ.Еженедельно в 11 классе проводятся консультации по подготовке к ЕГЭ. Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике.
Вначале кратко с помощью презентации повторяется теоретический материал (часто презентации готовят сами обучающиеся), остальное время уделяю решению ключевых задач. Учитывая тот факт, что выполнение заданий типа В дает ученику наибольшее количество баллов, считаю, что целесообразнее уделить внимание на подготовку именно по этому разделу. Таким образом, базовый уровень получают все, затем использую дифференцированный подход.
Результаты ЕГЭ по математике прошлых лет показывают, что к решению заданий части С приступает небольшая часть тестируемых. Поэтому, с этой категорией выпускников провожу отдельные занятия углубленного характера.
Это не значит, что задания этого типа не нужно рассматривать со всеми учащимися. Хотя задания С1 и С2 требуют хорошей подготовки на школьном уровне, но вполне посильны даже не самым математически одаренным школьникам.
6. Обучение технике сдачи теста.
Одним из моментов данной техники является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. надо научить выпускника экономии времени для решения более сложных заданий. Практика показывает, что на решение заданий части В рекомендуется отводить от пяти до семи минут, а остальное время отвести на решение заданий части С. Рекомендую выпускникам придерживаться следующих правил:
при выполнении заданий частей В пользоваться устным счетом и промежуточными вычислениями;
пропускать те задания в части В, которые не удается выполнить сразу;
решение геометрических задач оставить напоследок, их решение требует много времени, и, как показывает практика, ученики хуже бывают подготовлены по геометрии, нежели по алгебре;
выполнять оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения;
использовать прикидку результатов как один из приемов проверки, проводимой сразу после решения задания;
применять прием «спирального движения» по тесту: задания теста надо просмотреть от начала до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и легким, т.е. в первую очередь, выполнить те задания, которые можно выполнить сходу, без особых раздумий.
Главным критерием успешности такой формы работы является качественные знания обучающихся, подтвержденные результатами единого государственного экзамена. Мои ученики сдавали единый государственный экзамен по математике первый раз в 2013 году. Средний балл составил 52,0балла. Следующие выпуски в 2014г и 2015г Средний балл соответственно 40,4 и 32,3.Набранных баллов хватило для поступления в вузы, где математика является основным предметом (Технический Университет, СГУ –мехмат, железнодорожный техникум
ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ, в хорошем смысле этого слова, необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
Мы с вами должны помнить, что самое главное для обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ – снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить оптимальные условия для занятий.