Урок Богатырская слава народа (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Краснодарского края
Методическая разработка
Урока
«Богатырская слава народа»
(Комплексное использование элементов современных педагогических технологий на уроках истории)
при изучении темы: «Великая Отечественная война1941-1945 гг.»
по дисциплине «История ОДБ.04»
для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Предназначена для преподавателей СПО
2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………
Комплексное использование современных педагогических технологий………………………………………………………………
Цели и задачи методической разработки …………………………..
Условия эффективности использования данной методической разработки ……………………………………………………………
Перспективы использования методической разработки в массовой практике ………………………………………………………………
Описание урока ………………………………………………………
Организационный момент. …………………………………………
Сообщение цели мероприятия ………………………………………
Презентация команд………………………………………………….
Командные конкурсы ………………………………..........................
- Кубом покати …………………………………….............................
- Историческая путаница ……………………………………………
- «Угадай кто…» ……………………………………………………..
- Загадки Хроноса…………………………………………………….
- «Черный ящик»……………………………………………………...
- Историческая криптограмма……………………………………….
-Историческая «Балда»………………………………………………
Подведение итогов занятия …………………………………………
Заключение ………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………..
Приложения ………………………………………………………………
3
5
6
6
6
7
7
7
7
8
8
11
11
14
14
14
15
15
15
16
17
Ведение
Начало нового века ознаменовалось кардинальными изменениями в подходах к преподаванию Отечественной и зарубежной истории в старшей школе. Анализируя свой опыт работы со студентами, я пришла к выводу: методика учебной работы по-прежнему нацелена только на получение знаний в большинстве случаев только в традиционной форме, ограничивает возможности и способности обучающихся проявить свою индивидуальность, творчество, энтузиазм.
Одно из решений проблемы я вижу в применении активных методов обучения, в частности, целостной системы деловых игр, которые повышают мотивацию обучающихся, развивают их способности к осмыслению событий и явлений и готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию.
На своем уроке по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 г.» я использую следующие педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, элементы проектной деятельности, игровые и здоровье сберегающие технологии.
Особое место занимает технология обучения в сотрудничестве при выполнении заданий, направленных на решение вопросов, требующих не только фундаментальных знаний усвоенных на уроке, но и заданий, построенных на эрудиции. Этот метод организует учебное взаимодействие учащихся, совместно-распределительную деятельность при решении поставленных задач, учит студентов работать в группе. Данная организация урока вовлекает студентов в творческую, мотивированную деятельность. Такая форма значительно снижает уровень тревожности у студентов, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении заданий происходит взаимообучение.
Использование элементов проектной деятельности позволяет реализовать на уроке следующие основные педагогические функции: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений; формирование навыков профессионального критического мышления; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.Использование здоровьесберегающей технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
В методической литературе широко освещён опыт организации и проведения различных уроков и внеурочных мероприятий, основанных на идеях деловой и дидактической игр. Особенностью этой технологии является то, что интегрируется и массовая, и групповая и индивидуальная работасобучающимися, а её компоненты оптимально соответствуют уровню познавательных возможностей ребят данного возраста (15-16 лет) и создают условия для решения важных для них проблем.
Но самое важное – это то, что по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, обучающиеся, отличающиеся невнимательностью, желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей памятью, но может с умом пользоваться её богатствами.
Игры помогают, по утверждению К.Д.Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от её участников, принося им в то же время большое удовлетворение. От коллектива обучающихся, занятых в игре, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение вопросов викторины, оценка готового ответа приучает выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивает и укрепляет у ребят чувство коллективизма
Хочется указать ещё одну важную черту познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определённым правилам, в игре участники должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе. Ведь победителю, особенно этого возраста, захочется не просто получить в ходе игры большее количество очков, он будет стремиться узнать новое, проверить правильность своих представлений, с наибольшей полнотой раскрыть свои знания и заслужить одобрение или восхищение своих сверстников. Победа в такой игре приносит чувство радости и удовлетворения.
Данная игра помогает не только повторить и закрепить изученное на уроках по истории Великой Отечественной войны, но и показать эрудицию учащихся их умение выйти из сложных интеллектуальных и психологических ситуаций. При этом используются следующие психолого-педагогические приоритеты:
поведенческая коммуникация;
групповое взаимодействие;
комплексные знания в группах;
имитация реальной ситуации;
функции образования, воспитания, обучения, повторения и т.п. во взаимосвязи;
результаты данной игры для дальнейшего учебного процесса.
Комплексное использование педагогических технологий помогает реализовать следующие преимущества:
Получаемые знания не только являются запоминанием фактов из учебных пособий, а становятся продуктом собственного мышления.
Самостоятельная постановка вспомогательных исследовательских задач.
На занятии строится прототип научной коммуникации между самими студентами и преподавателем.
Интересная задача и форма проведения занятия являются источником повышенной мотивации
Такой урок позволяет студентам проявитьактивную позицию, решительность, умение работать в коллективе, раскрепощает личность обучающегося, раскрывает его творческие способности, помогает установить тесный психологический контакт между преподавателем и студентом.
Всё перечисленное делает разработку предметной деловой игры необходимым делом.
Предложенная методика может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, как в учреждениях СПО, так и в школе.
2.1. Цели и задачи методической разработки.
Целью данной методической разработки является анализ и обобщение методических особенностей на уроке «Богатырская слава народа» по дисциплине «История» по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»
Задачи:
описать организацию урока, на котором студент поставлен в условия поиска, заблуждений, радостных открытий и огорчений от временных неудач;
показать, что на уроке возможна социализация студентов путем работы с учебным материалом, который применим в конкретной жизненной ситуации;
привести пример урока, который продуман таким образом, что поставленные цели подразделяются на ряд учебных задач, решаемых студентами совместно и самостоятельно.
2.2. Условия эффективности использования данной методической разработки.
Для эффективного использования данной методической разработки необходимо выполнение некоторых условий. А именно:
необходимо создать комфортные условия на уроке, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
между студентами должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
необходимо поставить задачу, которая позволяет не только повторять и закреплять пройденное, но и развивать познавательную активность;
все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;
в зависимости от задачи и ситуации возможно применение индивидуальной и групповой работы;
требуется соблюдать регламент и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил).
2.3. Перспективы использования методической разработки в массовой практике.
Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен и результативен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (традиционным), одним словом – актуальный.
Данная методическая разработка создана как пример того, как можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, разрабатывая актуальные уроки с применением активных методов обучения. Данная разработка (включая презентацию) может быть использована как своеобразный конструктор при подготовке аналогичных уроков и мероприятий по предмету не только в СПО, но и в школе.
Описание урока
Командная игра
Цель:
Обучающая – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа исторических документов, доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: формировать отношения в коллективе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Форма урока – урок-игра.
Оборудование: мультимедийное игровое поле, тексты исторических задач, портреты исторических деятелей, историческая криптограмма, выставка литературы.
План урока
Организационный момент – 3 минуты.
Сообщение цели мероприятия, объявление правил игры – 7 минут.
Презентация команд – 7 минут
Командные конкурсы:
- Кубом покати – 10 минут
- Историческая путаница – 20 минут
- Угадай кто? – 15 минут
- Загадки Хроноса – 7 минут
- Чёрный ящик – 3 минуты
- Историческая «Балда» - 3 минут
- Решение криптограммы – 10 минут
Подведение итогов, рефлексия – 5 минут
Здравствуйте, садитесь.
Дежурные, кто отсутствует?
Ребята, скажите: годовщину, какого Великого события празднует наша страна в этом году?
- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодняшний урок мы с Вами тоже посвятим этому Великому событию и «победим» войну, повторив и обобщив опыт и знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» Урок у нас необычный. Это урок – игра (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).
Правила:
1.В игре участвуют четыре команды (деление по журналу).
2.Право первого хода разыгрывается ведущим (преподавателем).
3.Команда, завоевавшая право первого хода, выбирает квадрат с заданием и в случае правильного ответа продолжает игру, выбирая следующий ход.
4.Если команда затрудняется с ответом или даёт неполный ответ, право ответа переходит другой команде.
5.Каждый ответ оценивается по пятибалльной системе. Команда, сумевшая дать полный ответ, получает «5» баллов; допустившая незначительную ошибку (оговорку) – «4» балла; исказившая имя, отчество или фамилию исторического персонажа или допустившая ошибку в воспроизведении фактов – «3» балла; полностью не ответившая на вопрос – «0» баллов.
6.Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
С помощью кубика разыгрывается право первого хода (цифра на фишке лото – очередь хода).
Начнем с представления группы. Вы должны были придумать название и назначить капитана в своей малой команде, а так же распределить работу.
Пусть каждый лидер группы скажет название.
Презентация команд
Каждая команда показывает выполненное домашнее задание: разработанную и нарисованную эмблему и защищает её, т.е. объясняет, почему они выбрали именно это изображение.
Кубом покати
Берётся куб, на каждой стороне которого отмечено разное количество баллов (от одного до трёх). Команда бросает куб. Сколько баллов выпало, столько задач ей предстоит решить (бросаем кубик трижды, в результате заданий от 3-х до 9-ти).
Вопросы к конкурсу «Кубом покати»
1. Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» (Молотов В.М.)
2. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
(Иосиф Сталин)
3. Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши». (Орша)
4. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? (Папаша)
5. Сколько армавирцев участвовали в параде Победы 24 июня 1945 г? (11)
6. Кто возглавлял 50-ю кавалерийскую дивизию кубанцев? (Полковник Исса Александрович Плиев)
7. Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое? («Жди меня, и я вернусь!..», К.Симонов)
8. Назовите звериное имя немецкого танка T-V, применявшегося с 1943 года во 2-й мировой войне? (Пантера)
9. Оккупировав Армавир, немецкое командование приказало убрать и переплавить скульптуру автора Козакова, которая была здесь уже с 1924г. Кого она изображала и почему её так боялись немцы? (Памятник В.И. Ленину, это был вождь мирового пролетариата, символ советского государства)
10. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что? (За то, что они пробивали броню «Тигров»)
11. Сколько дней продолжалась оккупация Армавира? (167 дней: 7.08.1942-23.01.43гг.)
12. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? (Парад Победы)
13. Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская? (Сталинградская)
14. Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна? (Колонна военнопленных немцев)
15. Какую награду времён Великой Отечественной войны называют высшим «солдатским» орденом? (Орден Славы)
16. Этот российский город-герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. Назовите его. (Смоленск)
17. Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев? (Дом Павлова)
18. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя. (Зоя Космодемьянская)
19. Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?(Пик Победы, 7439 м.)
20. Назовите сумму порядковых номеров месяцев начала и окончания Великой Отечественной Войны. (11, ведь это были июнь и май)
21. При ночном наступлении, на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (На Берлин)
22. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?(Ленинград (Санкт-Петербург))
23. Какую опасность для наших войск в районе Армавира представляли цветы «Эдельвейс» и «Белая лилия»? (Военную, это название немецких дивизий)
24. Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса? (7 ноября 1941 года.Его участники прямо с этого парада шли в бой, защищая Москву)
25. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом? (Перчатки)
26. В первые дни осени 1942 г. в Армавире появилась специальная крытая автомашина грузоподъемностью в 5 тонн. На ней была изображена танцующая свинья, изрыгающая пламя… Что это за машина? Как называли её русские? («Газваген», «Душегубка»)
27. Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом? (Г.К.Жуков)
28. День 9 мая ознаменован освобождением Праги. А это важнейшее событие произошло на день раньше, в пригороде Берлина Карлсхорсте. Какое? (Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии)
29. Как называлась дивизия кубанских казаков, участвовавших в защите нашей Родины? (3-я Гвардейская Кавалерийская Мозырская Краснознаменная Ордена Суворова II степени дивизия)
30. Как назывался высший военный полководческий орден периода Великой Отечественной войны? (Орден «Победы»)
31. Когда в нашей стране День Победы – 9 мая – стал выходным днём? (С 1965 года)
32. Какой советский военачальник, кроме Сталина и Жукова, был дважды кавалером ордена «Победа»? (Маршал Советского Союза Василевский А.М.)
33. Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? (Челябинск, Южный Урал. Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34)
34. В истории Второй мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня, Смоленская область)
35. Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой советского Союза?(Маршалом авиации. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, сбил 62 вражеских самолёта)
36. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них? (Союзническую армию. Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат)
37. Как называлось подразделение казаков-защитников Москвы, о котором немецкий генерал Штраус сообщал в своем донесении: «В немецкие тылы прорвались три кавалерийские дивизии, насчитывающие 18000 сабель?» В чем заключалась ошибка немецкого генерала? (Кавалерийская группа Л.М. Доватора; на самом деле было 2 дивизии и 2500 сабель)
38. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны? (Орден Отечественной войны)
39. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле? (Прохоровское, Белгородская область РФ)
40. Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённых Советской Армией от фашистских оккупантов? (Будапешт – Венгрия, Бухарест – Румыния, Вена – Австрия)
41. В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? (В Болгарии, в Пловдиве)
42. В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция? (Потсдамская конференция, близ Берлина)
43. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками?(Нюрнберг.Нюрнбергский процесс в Международном военном трибунале)
44. Какая медаль, кроме медали Ушакова, была учреждена в 1944 году для награждения служащих военно-морского флота? (Медаль Нахимова)
45. В период Великой Отечественной войны за доблесть и мужество частям, кораблям, соединениям и объединениям Советских Вооружённых Сил были присвоены именно такие звания. Какие? (Звания гвардейских)
Историческая путаница
Каждая команда заранее готовит проект «Великие битвы II Мировой войны»:
«Московская битва»
«Сталинградская битва»
«Курская битва»
«Битва за Берлин»
Защищает его вне зависимости от того, что было разгадано в ребусе («Историческая Балда»).
«Угадай кто…»
Ведущий (преподаватель) с помощью презентации открывает по очереди сектора с заданием. В них представлены приметы известных участников Великой Отечественной войны. Команды по очереди угадывают о ком идет речь.
Команда, угадавшая с первой подсказки, получает «5» баллов, со второй – «4»; с третьей – «3».
Вопросы к конкурсу «Угадай кто»
Он родился в 1896 году и уже с 1915 года сражался на фронтах первой мировой войны, где был награждён двумя георгиевскими крестами. Впоследствии, после революции, он бился против Белой гвардии.
В 1939 году его войска разбили японцев под Халхин-Голом. Ему первому изо всех высших офицеров второй мировой было присвоено звание Маршала. Под его командованием была остановлена немецкая группа армий «Север», отбита атака на Москву.
Благодаря ему была освобождена Западная Украина, Белоруссия и взят Берлин. Именно ему фон Кайтель дал капитуляцию германских войск. Он же принимал Парад Победы в Москве. Он один из немногих, кто имел 4 звезды Героя.
(Г.К.Жуков).
Сложная и утонченная натура, романтически-возвышенная, болезненно реагирующая на несовершенство мира, его несоответствие высоким идеалам, что привело к отчуждению от окружающих, одиночеству и нервному срыву.
Родилась в семье потомственных священников. В школе училась хорошо, увлекалась историей и литературой. Болела нервным заболеванием, страдала от непонимания сверстников и одиночества.
Сражалась в партизанском отряде под Москвой. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне.
(Зоя Космодемьянская)
Биографы и современники отмечали, что он являлся труднопостижимой натурой и скрывался под маской благодушия и тайны, которую сам же и создал. Сам он явно наслаждался этой тайной и обычно заявлял: «Меня считают загадкой, которую я сам создал, — на самом деле я своего рода гибрид загадки и Санта-Клауса».
Заболел полиомиелитом, и с августа 1921 паралич ног до конца жизни приковал его к инвалидной коляске — практически не мог свободно передвигаться. Несмотря на это одержал победу на выборах и стал главой государства от демократической партии.
В качестве главы государства принимал участие в международных конференциях Второй мировой войны. 32-й президент США, четыре раза избирался на президентский пост, провел реформы Нового курса.
(Франклин Рузвельт)
Аристократ по происхождению. Принимал участие в военных экспедициях в Индию и Судан. Во время Англо-бурской войны 1899-1902 был военным корреспондентом, попал в плен, откуда совершил дерзкий побег. По возвращении на Родину посвятил себя политической деятельности.
Проявил незаурядный литературный дар, написав «Мысли и приключения» (1932), исторические портреты «Великие современники» (1939), «Шаг за шагом» (1939). Один из лидеров Консервативной партии.
В годы 2-й мировой войны стал символом выдержки британского народа, предсказал ему «кровь, тяготы, слезы и пот». Выступал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР и одновременно стремился ограничить влияние СССР в послевоенной Европе. В своих речах предупреждал об угрозе тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР.
(Уинстон Черчилль)
Родился в конце XIX века в семье мелкого чиновника. В 19 лет, оставшись сиротой, пытался сделать карьеру художника, но это ему не удалось. Жил очень бедно на деньги, заработанные от продажи своих акварелей.
С началом Первой мировой войны, он записывается добровольцем на фронт, где получает 2 ранения и награждается двумя орденами. Но единственный орден, который он никогда не снимал с мундира, был Железный крест, полученный за храбрость.
Одни его боготворили и считали спасителем нации и расы, другие же ненавидели и боялись. Автор знаменитого труда «Моя Борьба». Великий диктатор XX века. Гонитель евреев. Был зачинщиком Второй Мировой войны, унесшей миллионы жизней. Принято считать, что он покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года.
(Адольф Гитлер)
В отцы ему приписывали путешественника Пржевальского. Окончил духовное училище, откуда был исключён. У него было много псевдонимов, среди которых Чижиков, Иванович. Самый известный из них это точный перевод фамилии на русский язык.
4 января1943 журнал Time (Нью-Йорк) назвал его «человеком года». Для него были характерны «жесткость решений, огромная работоспособность и умелое сочетание деятельности военной с политической». В тяжёлое для страны время в военных донесениях и сводках он использовал псевдоним «товарищ Васильев».
За время его правления в стране произошло огромное количество изменений, страна пережила войну с Германией, было построено первое метро, под его влиянием изменилась система образования. При нём было создано страшнейшее оружие нашего века — атомная бомба.
(Иосиф Сталин)
Это «маленький вождь», который хотел стать «сверхчеловеком». Он очень любил войну. Писал в газеты различные статьи и беспощадно ругал богатых людей и священников. Участвовал в Первой Мировой Войне, где военную форму носил лишь 17 месяцев.
Мстительный и жестокий человек, который был подвержен ярким вспышкам гнева, стал главой страны. Культовая фигура для своего народа. Он отменил рукопожатия, женщинам запретил носить брюки, пешеходы должны были ходить только по левой стороне улицы. Все должны были по субботам заниматься военно-спортивной и политической подготовкой. Подбирал к себе в помощники только тех людей, которые ему нравились внешне или тех, кто удачно пошутил.
Он ненавидел евреев и жестоко судил их за то, что они занимали какие-либо посты, преподавали в школах и институтах, служили в армии, ставили свои пьесы в театрах и т.д. Основатель фашизма.
(Бенито Муссолини)
Родился в 1903 году в бедной крестьянской семье, жившей в небольшом селе Витебской губернии. С самого раннего детства привык к тяжёлой батрацкой работе, чуть повзрослев, работал на витебской фабрике.
В 30-е годы продвигается по военно-кавалерийской служебной лестнице, однако, продолжает и профессиональное обучение: в 1939 году он с отличием заканчивает Военную Академию им. М. В. Фрунзе и получает назначение в начальники штаба Особой кавалерийской бригады в Москве.
В августе 1941 года возглавляет Отдельную кавалерийскую группу на Западном фронте, состоявшую из нескольких казачьих полков (донские, кубанские и терские казаки). Под его командованием это конное соединение сумело прорваться в тыл к немцам, поражая вражеские коммуникации, громя штабы, уничтожая склады и военные обозы неприятеля.
(Лев Доватор)
Загадки Хроноса
Командам раздаются конверты с одинаковым набором дат и событий. Задача: за отведённое время правильно совместить наибольшее количество из них (даты по указанному периоду выбираются по усмотрению преподавателя, количество варьируется от 10 до 20).
Чёрный ящик
Определить, что находится в чёрном ящике (критерии те же, что и в конкурсе «Угадай кто?»).
Первоначально он был один и с его помощью держался ремень патронной сумки.
После Октябрьской революции 1917 года они были отменены каксимвол неравенства.
В январе 1943 года они были «восстановлены в правах» как знаки различия для личного состава Красной Армии.
Ответ: Погоны
Историческая криптограмма
Перед командами ставится задача: расшифровать надпись, сделанную с помощью картинок, и тогда они смогут расшифровать слова присяги героев-защитников Сталинграда.
Ответ: 1. Катюша. 2. Родина мать на Мамаевом кургане. 3. Пискаревское кладбище. 4. Оборона Севастополя. 5. Вечный огонь.
Историческая «Балда»
Во время проведения Исторической путаницы командам предстоит разгадывать ребусы, связанные с переломными моментами в Великой Отечественной войне.
Ответы: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин.
Выставление оценок.
Выставляются по итогам игры на основании групповой и сводной оценочных таблиц.
Подведение итогов занятия.
Сегодня на занятии вы узнали много нового. Пусть каждый ответит, чему научился за урок и оценит своё участие в нем (анкета-рефлексия).
Заключение
Данная разработка занятия «Богатырская слава народа» по дисциплине «История» по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»» может быть использована при проведении занятий по данной теме в группах 1-го курса всех специальностей.
На уроке студентам предлагались задания, в которых они должны были с одной стороны, использовать свои знания, полученные по предыдущим темам, а с другой – работать с информацией, используя логическое мышление, изобретая и осваивая новые способы работы, как в предметной, так и в надпредметной областях. Урок показал, что краткая и ясная формулировка задачи ориентировала обучающихся на употребление определенного способа работы, и была понята студентами однозначно. В процессе урока необходимо было создать условия для того, чтобы каждый начал рефлексировать собственный процесс работы.
Урок основывался на групповой работ, в которой сталкивались суждения обучающихся по заданным ведущим вопросам. Для того, чтобы эти столкновения были плодотворными, студентам необходим был высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. В процессе работы они должны были усвоить сложную технику видения одного и того же предмета одновременно с разных позиций.
Методические особенности обучения на данном уроке определялись, в первую очередь, деятельностным подходом. С точки зрения деятельностного подхода на занятии происходила не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими студентами и студентами и ведущим-преподавателем.
Анализ урока показал, что практически все участники оказались вовлеченными в процесс игры и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в обсуждении, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная позиция.
Урок с применением комплексного использования педагогических технологий, активных методов обучения позволил ощутить успех от достижения результатов, и, как следствие, повысить свою самооценку. Такие уроки несут и воспитательную нагрузку: обучающиеся должны были проявлять терпимость к любой точке зрения, ребята сопереживали успехам своих товарищей, столкнулись с проблемой справедливого распределения полученных баллов, и, наконец, просто получили удовольствие от урока.
Такая форма и организация урока привели к тому, что некоторые учащиеся раскрыли себя с совершенно неожиданной стороны. Отстаивая свою собственную точку зрения, обоснованно доказывая преимущества своего выбора, студенты приобретали опыт публичного выступления. В результате такого урока была сформулирована проблема правильного выбора.
К разработке прилагается презентация, выполненная в программе PowerPoint, которая наглядно содержит весь необходимый для проведения материал.
В приложении даны оценочная таблица с критериями, ребусы, задание криптограммы, анкета-рефлексия.
Данная разработка составлена таким образом, что позволяет преподавателю провести мероприятие на достаточно профессиональном уровне и достичь поставленной цели.
Данная разработка (включая презентацию) может быть использована как своеобразный конструктор при подготовке аналогичных уроков и мероприятий по предмету не только в СПО, но и в школе.
Литература
Глазунова О.И. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы с проблемами. http://1314.ru/problemМ.В. Дарган Работа с информацией как один из важнейших аспектов обновления содержания образования. Новые педагогические технологии, Москва, Центр «Школьная книга», 2008 г.
Мыследеятельностная педагогика http://metodpresscentr.ru/blog/innovatika/1281.htmlАнашина. Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. – Ярославль, «Академия развития», 2006. 416с.
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», - 2003. 360с.
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО Ч.II. – ОИЦ «Академия», - 2010. 302с.
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010. 300с.
Кулагина Г.А..100 игр по истории. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1967. 278с.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. – М., «Айрис-пресс», 2009. 288с.
Приложения
Ребусы (Историческая «Балда»)
32537404635610096546355
Московская битва Курская битва
3177540-634100965-635
Сталинградская битва Битва за Берлин
Криптограмма
Рефлексия
27241538100