Урок по литературному чтению Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной», 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Попова Надежда Анатольевна

Тема: Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта» при работе с художественным текстом.
Личностные УУД
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока
Актуализация
-Добрый день. Урок литературного чтения. Я желаю успехов на сегодняшнем уроке.
Прочитайте тему урока. (Доброта)
- Составьте кластер. В центре слово доброта. Запишите все, что придет на ум, все, что для вас связано с этим словом! Каждый работает индивидуально.
- Прочитайте, что у вас получилось (поступки, дела, люди, качества личности, чувства ..)
- Нам сегодня предстоит дополнить, а может доказать правильность ваших фраз при работе с произведением Виктора Петровича Астафьева «Бабушка с малиной».
- Что знаем о писателе? Для этого даем ответ «Верно ли»
2. «Верно ли» (прием технологии развития критического мышления)
Астафьев родился в Краснодарском крае
В селе Овсянка
Ему было семь лет, когда он потерял мать
Воспитывала его тетя?
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
После окончания войны он стал сразу писателем
Это один из самых известных российских писателей 20 века
Он писал о доброте, бескорыстии, честности.

3.Аналитическая беседа по прочитанному произведению.
- Вспомните сюжет произведения.
- Назовите главных героев произведения.
- Вернемся к кластеру. Фразы, которые вы назвали в кластере, это задания для работы в группах.
Задание для 1 группы: Доброта-это поступки и дела. Приведите примеры из текста к этой фразе.

Задание для 2 группы: Доброта-это чувства. Какие чувства испытывала главная героиня? (Ответ на вопрос помогут рисунки, которые надо разложить в правильном порядке).
Какие чувства вы испытали, читая рассказ?

Задание для 3 группы: Качества личности. Назовите качества личности, приведите примеры из текста.

1 группа: Доброе дело пассажиров в вагоне.
-Кто подал такую идею?
- Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? (честная была, никогда не брала чужого)
-Почему ребята сразу не могли помочь бабушке?
-Чему научила их этому история?
-Почему рассказ назван «Бабушка и малина», можно было бы назвать, например, «Бабушка без малины»?
(Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)

2 группа: Доброта-это чувства
- Какие чувства к героине испытывали пассажиры? (проводница-жалость, сочувствие, гордость за ребят)
- Какие чувства испытала главная героиня?
(Радость, счастлива, что набрала полный туяс, трагедия, взялась за сердце, оцепенела, растерянность, горе, а ведь совсем недавно она была счастлива, радость, слезы радости текли по ее щекам)
- В чем же было бабкино счастье? (в том, что она лазила по чащебам и лесным завалам, быстро собирала малину, хвастала перед ребятами, которые встретились в лесу, что раньше была проворная
- А сейчас она в расстроенных чувствах. Чего же жалко было ей? (жалко труда, целый день на солнышке, что нет той сноровки прежней, что она одна одинешенька.
- Когда у бабушки был полон туяс, почему же она вновь плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.)
- Есть ли в рассказе олицетворение? (поезд, наделен человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, восклицания, повторы слов)
- С какой целью так пишет автор? (все рады тому, что бабушка едет с малиной, не только герои, но и неживые существа)
-Какие чувства вы испытали, читая рассказ?

3 группа: Качества личности. Примеры из текста.
Взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к старости
-Что еще автор изображает в рассказе? (фонарь, который висит в вагоне, никому не нужный, так как вагон освещен электричеством.)
-Что хотел донести до читателя этим эпизодом автор? (уважение к старости, к одинокому человеку, ведь бабушка одна осталась, весь свой род она пережила)
Вернемся к кластеру. В чем были правы? Что еще нужно дописать?

5.Рефлексия
Поработайте в группах. Составьте Синквейн.
Напоминаю: 1 строчка существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка- 3 глагола, 4 строчка- предложение или пословица на эту тему, 5 –синоним, который повторяет суть первого слова.

8.Домашнее задание
Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит »

 В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Я верю, что вы станете настоящими людьми.
И закончить урок мне хочется так:
Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе.
Спасибо за урок! Вы молодцы!


15