Внеклассное мероприятие посвященное 200-лет М.Ю.Лермонтова Парус поэзии
Сценарий мероприятия
200-лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова (1814-1841)
"ПАРУС ПОЭЗИИ"
Цель: почтить память великого русского поэта, привлечь внимание обучающих к гениальной личности 19 века, прикоснуться к истории его жизни, дать возможность проникнуть героическим, активным духом его поэзии.
Оборудование: портрет поэта, презентация "М.Ю.Лермонтов", которая демонстрируется по ходу мероприятия, песня на стихи Лермонтова "Парус", книжная литературная выставка.
Библиотекарь: Здравствуйте ребята и гости ! сегодня мы собрались для проведения литературного мероприятия под названием "Парус поэзии". Вы уже знаете, что 15 октября исполнилось 200 лет со дня рождения знаменитого поэта М.Ю.Лермонтова. Хочу начать наше мероприятие со слов русского поэта Молчанова Ивана Ивановича.
слайд 1
"...он мыслью с нашим веком слился
Былых времен великий пленник,
И в наш творящий век явился
Как самый яркий современник..."
слайд 2
Сегодня мы почтим память великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Окунемся в жизнь и творчество писателя. Вспомним , а может кто-то впервые услышит строки его произведения.
(Звучит музыка на стихи Лермонтова)
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастья не ищет
И не от счастья бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
слайд 3
1 Ведущий: Прошло 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Он родился 15 октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой.
слайд 4
2 Ведущий: Мать Михаила- Мария Михайловна умерла в возрасте двадцати двух лет от чахотки, когда ребенку не было еще и трех лет "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал...Ее певала мне покойная мать",-записал позднее Лермонтов в своем дневнике.
Библиотекарь: С кем же остался Михаил после смерти матери?
слайд 5
1 Ведущий: Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылалась на бедность армейского капитана. Она увезла внука в свое имение Тарханы в Пензенской губернии. Семейная драма наложила отпечаток на характер Лермонтова. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эта незаживающая душевная рана Лермонтова вылилась в горькие строки.
Ученик мальчик:
Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданин!
слайд 6
2Ведущий: Дом в Тарханах был просторный с большим садом. Детская в доме расположена на верхнем этаже. Спальная Михаила была светлая, чистая небольшая комнатка. Детская кровать, деревянный столик, диванчик и кресло. Мебель была обита шелковой материей с узором. Пол был покрыт сукном.
слайд 7
1 Ведущий: Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских пор он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой. В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковал мальчика к постели. Ревматическую болезнь приходилось лечить на Кавказе.
слайд 8
2 Ведущий: Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.
слайд 9
1 Ведущий: Лермонтов учился прилежно и был не раз награжден призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет.
слайд 10
Через год, в 1832 году Лермонтов ушел из университета и выехал в Петербург . Там он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и по окончанию был принят в корнеты лейб -гвардиии Гусарского полка.
слайд 11
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина.
Ученик мальчик:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
2 Ведущий: Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован, а потом переведён в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся на Кавказе. К нему пускали только камердинера, приносившего хлеб. Он просил заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Ученик мальчик:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянья дня,
Черноокую девицу,
Черногривого коня.
слайд 12-13
1 Ведущий: Когда русская армия на Бородинском поле дала отпор полчищам Наполеона. Стали появляться исторические описания великого сражения, рассказы и воспоминания его участников, романы и стихотворения о доблести полководцев и о подвигах героев Отечественной войны. Лермонтов описал великий день в стихотворении "Бородино".
слайд 14
Библиотекарь: Читает стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" ученица...
(Стихотворение демонстрируется слайдами 15-37).
14 слайд
Бородино
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородино!
15 слайд
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
16 слайд
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали, Ворчали старики:
"Что ж мы ? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
17 слайд
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
18 слайд
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
19 слайд
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
20 слайд
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
21 слайд
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
22 слайд
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
23 слайд
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
24 слайд
Но тих был наш бивак открытый:
25 слайд
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
26 слайд
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
27 слайд
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
28 слайд
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
29 слайд
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
30 слайд
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
31 слайд
Носились знамена, как тени,
32 слайд
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значить русский бой удалый,
33 слайд
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
34 слайд
Вот затрещали барабаны-
35 слайд
И отступили бусурманы.
36 слайд
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали Москвы!
слайд 38
2 Ведущий: Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк.
В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».
слайд 39
1 Ведущий:
В апреле 1841 г. Лермонтов пытался уйти в отставку. Не получив положительного ответа, опять вынужден был уехать на Кавказ. Здесь и произошёл конфликт Лермонтова с Мартыновым, переросший в дуэль. 15 июля между 6 и 7 часами вечера, во время грозы, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившись трагически. Лермонтов был убит.
Ученик мальчик:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенести меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Там положить вели меня
Сияньем голубого дня,
Упьюся я в последний раз.
слайд 40
2 Ведущий: Бабушка обратилась к Николаю І с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Поэт был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится и сейчас.
Библиотекарь: Очень многое связывало М.Ю.Лермонтова с Кавказом. И сейчас мы прослушаем стихотворение "Кавказ" в исполнении ученица... класса .
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскою по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!...
Давайте обратим внимание на парус. Да, это тот самый мятежный парус Лермонтова только сегодня он совсем не одинокий. Его окружают книги в которых вложена душа, жизнь и творчество великого гения, поэта М.Ю.Лермонтова. Он написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
слайд 41
Как говорил Виссарион Григорьевич Белинский : «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины»
Ученица 8 класса читает стихотворение "Обращение к поэту"
Спасибо Вам за то, что подарили,
Вы нам свои стихи, свой божий дар.
За то, что нам увидеть разрешили
Свои творенья, от в жар
Бросает нас, то в холод
То образ видим ваш перед собой.
Мы чувствуем без них душевный голод.
Живем мы стихотворною грядой.
Стихи нас учат меньше ошибаться.
И полной жизнью в этом мире жить.
Ну, как могу я с вами вдруг ровняться?
И кто вас может так еще любить?
Библиотекарь: Вот и подошло время прощаться. В нашей библиотеке вы сможете подробно узнать о судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова.
слайд 41
Спасибо за внимание и до новых встреч!