конспект урока литературы по творчеству Лермонтова М.Ю.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА».

Учебный предмет: литература
Жанр: урок
Тема: «М.Ю.Лермонтов: жизнь и судьба (неизвестное об известном)».
Автор: Кучуккулова Светлана Александровна, учитель русского языка, литературы, русской словесности в МОУ СОШ№61 г.Узловая Тульской области
Возраст учащихся: 9 класс
Время реализации: 45 минут
Ожидаемые результаты
Процессуальные:
В ходе занятия учащиеся смогут
принимать участие в обсуждении материала по группам;
высказывать свою точку зрения;
демонстрировать результаты своей деятельности;
практиковаться в соблюдении норм русского речевого этикета и в уместном использовании паралингвистических средств общения;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
осуществлять анализ и интерпретацию текста;
осуществлять целенаправленный поиск информации.
Содержательные:
В результате занятия учащиеся смогут
вспомнить ранее изученный материал по теме;
познакомиться с неизвестными для них фактами из жизни М.Ю.Лермонтова;
приобрести умения и навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации;
познакомиться со стихами, посвящёнными поэту;
прийти к пониманию противоречий во внутреннем мире и поэзии М.Ю.Лермонтова;
настроиться на дальнейшее изучение творчества поэта.

Оборудование: цветные жетоны для деления на группы, медиапроектор, экран, компьютер, раздаточный материал(см. приложение1), зачётные книжки (см. приложение2), презентация учителя (см. приложение3), презентация ученика(см. приложение4), музыкальное сопровождение(см. приложение5)
Словарь занятия: 1) терминология - тема и идея художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка( для анализа стихотворного текста); 2) развитие речи – выя, очи прозорливцев, чело, чернь, перуны, пожалися.
Идея занятия:
Данный урок реализует основные методы преподавания литературы в современной школе:
метод творческого восприятия, способствующий сильному и длительному впечатлению, которое в ходе последующих занятий по теме будет непрерывно углубляться;
анализирующе-интерпретирующий метод, в основе которого лежит более глубокое проникновение в литературный факт (= объект рассмотрения);
синтезирующий метод, направленный на реализацию комплексной умственной деятельности учащихся, требующей высокой степени их творческой активности.
Занятие является первым, вводным по теме и нацелено
на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
на формирование аналитического мышления и обобщения;
на подготовку учащихся к исследовательской деятельности.
В качестве предварительной подготовки к уроку один из учащихся получил задание создать мини-проект «Портреты М.Ю.Лермонтова», а группа учеников собирала высказывания известных людей о поэте. Ещё один ученик учил наизусть стихотворение В.Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Входя в класс, учащиеся получают цветные жетоны и рассаживаются за столы, группируясь по цвету жетона. Цвет стола обозначен соответствующим флажком. Те, кто получил белые жетоны, составляют группу экспертов (наиболее «сильные» ученики). В каждой группе может быть 4-5 человек.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (( 4 мин)
МОТИВАЦИЯ.
Работа с эпиграфом к уроку: учащиеся слушают, определяют тему, идею – выход на тему урока ( в каком ключе пойдет разговор о М.Ю.Лермонтове)
Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение Вильгельма Карловича Кюхельбекера «Участь русских поэтов», написанное в 1845 году. (см. приложение3 СЛАЙД№2)
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблён
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою...
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки,
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных,
Или рука любовников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.
28 октября 1845

ОРГМОМЕНТ. Знакомство с планом работы на уроке (см. приложение3 СЛАЙД№3),
совместное формулирование ожидаемых результатов(см. приложение3 СЛАЙД№4)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
МИНИ-ПРОЕКТ «ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПОЭТЕ» ( фон - см. приложение3 СЛАЙД№5) (( 5мин)
Задание классу: прослушать выступление и составить в каждой группе синквейн о М.Ю.Лермонтове. Экспертная группа по плану даёт оценку авторам мини-проекта и представленным синквейнам.
МИНИ-ПРОЕКТ «ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ» см. приложение4 (( 7 мин)
Задание классу: посмотреть, послушать, обсудить в группах 2-3 вопроса докладчику .
Экспертная группа по плану даёт оценку мини-проекту, заданным вопросам и ответам.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ В.БРЮСОВА (( 4мин)
К портрету М. Ю. Лермонтова
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
67 мая 1900 г.
Вопрос классу для обсуждения в группах: согласны ли вы с мнением В.Брюсова о М.Ю.Лермонтове? Ответ обоснуйте.
ВИКТОРИНА см. приложение3 (СЛАЙД№6-13) (( 4 мин)
РАБОТА В ГРУППАХ С ТЕКСТАМИ см. приложение1 (( 15мин) ( фон - см. приложение3 СЛАЙД№14-18)
Подготовка выразительного чтения текста
Анализ по предложенному плану
Презентация результата
Обсуждение вопроса о том, какие знания потребовались учащимся для выполнения этого задания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (см. приложение3 СЛАЙД№19) (( 1мин)
1) выучить наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова и выполнить его анализ по плану; 2)инд.задан. – подготовить мини-проект на тему «Разнообразие тем и мотивов в лирике Лермонтова».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ (( 5 мин) (см. приложение3 СЛАЙД№20)
Обмен мнениями: достигнуты ли цели урока, оправдались ли ожидания?
Письменная рефлексия «Квадрат» см. приложение1
Заполнение зачётных книжек см. приложение2

Приложение 1
ТАБЛИЦА ОТВЕТА ПО ТЕКСТУ СТИХОТВОРЕНИЯ

ВОПРОС
ОТВЕТ

Время, место создания, причина появления.


Тема. Идея.


Форма, композиция, строфика.


Стихотворный размер, особенности рифмы.


Выразительные средства


Своеобразие лирического героя.


Своеобразие творческой манеры автора.


Впечатление того, кто анализирует.


Сопоставление с другими произведениями и авторами.


ТЕКСТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ
стихотворение А. Дементьева «Бабушка Лермонтова»
Елизавета Алексеевна Арсеньева
внука своего пережила...
И четыре черных года тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был и преуспевал.
Только Бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.
И она на Бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас,
А душа ее над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?!»
Во гробу свинцовом и тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским побелевшим селам
Он катился черною слезой.
И откуда ей достало силы
Выйти за порог его встречать...
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай им не закричать...»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился.
Напоследок бабку пожалел.

стихотворение М.Ю.Лермонтова «Мы случайно сведены судьбою...»
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!

Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Будь, о, будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.
стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сон»
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
стихотворение Николая Огарева «На смерть Лермонтова»
Еще поэт! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло... Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет...
Все смолкло: грусть, вражда, страданье,
Любовь все, чем душа жила...
Но я тревожить в этот миг Вопроса вечного не стану; Давно я головой поник, Давно пробило в сердце рану
Сомненье тяжкое, и крик В груди таится... Но обману Жить не дает холодный ум, И веры нет, и взор угрюм. И тайный страх берет меня,
Когда в стране я вижу дальней,
Как очи, полные огня,
Закрылись тихо в миг прощальный,
Как пал он, голову склоня,
И грустно замер стих печальный
С улыбкой скорбной на устах,
И он лежал, бездушный прах.
Бездушней праха перед ним
Глупец ничтожный с пистолетом
Стоял здоров и невредим,
Не содрогаясь пред поэтом,
Укором тайным не томим;
И, может, рад был, что пред светом
Хвалиться станет он подчас,
Что верны так рука и глаз...
(1841)



ПАМЯТКА «СИНКВЕЙН» -
– короткое пятистишие
1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) даётся описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами даётся описание действия в рамках этой темы.
4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
5. Последняя строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.
(Пример:
Колумб
Смелый, любознательный,
Открывает, изучает, присоединяет.
Восторгаюсь величием твоего подвига,
Мореплаватель.)



ПИСЬМЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ «КВАДРАТ»

Что ожидал от занятия (твои цели)?

Что получил в ходе занятия?

Что было интересно, важно, ново в ходе занятия?
Что надо изменить в ходе занятия?

Приложение 2
МАКЕТ ЗАЧЁТНОЙ КНИЖКИ


ДАТА
ТЕМА
ОЦЕНКА
ПРИМЕЧАНИЕ




собственная
учитель
итоговая












































15