Урок литературы в 6 классе Зимнее утро А.С.Пушкин
Открытый урок литературы в 6-м «А» классе
Тема урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Цели урока: научить учащихся через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть зиму как часть окружающего мира, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через картину художников. Сравнивать, сопоставлять, анализировать. Способствовать личностному, индивидуальному восприятию зимы. Обогатить словарь учащихся. Развивать умение пользоваться словом. Закрепить навыки анализа лирического произведения. Высвободить внутренние творческие силы детей, воспитывать чувство прекрасного , любовь к своей родине через лирическое произведение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года», картины учащихся, картины художников, выставка книг с произведениями А.С.Пушкина ,произведениями о зиме.
Ход урока
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята
-Ребята у меня на столе лежат листочки, каждый возьмите себе по одному и распределитесь по командам. (Декабрь, Январь, Февраль)
-Ребята, декабрь, январь и февраль – это какие месяцы?
-Это зимние месяцы. Значит сегодня на уроке, о каком времени года мы будем с вами говорить.
-О зиме.
4.Постановка цели урока.
-Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о зиме, а именно познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вы сами попробуете написать стихотворение о зиме, сочинение о зиме, нарисуете картину «Зима»; вспомните пословицы и поговорки о зиме, приметы зимы.
5.Объяснение нового материала.
-Ребята, откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и тему урока.
Ребята, а какие произведения поэтов и писателей о зиме вы знаете?
-Сергей Есенин «Берёза», Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок».
-Молодцы, правильно. А какие произведения казахских поэтов о зиме вы учили или знаете?
-Абай Кунанбаев «Jыс»
-Кто прочитает наизусть?
-Ребята, вы видите, здесь у нас выставлены книги из школьной библиотеки, где вы можете получить дополнительную информацию о зиме.
А.Составление кластера.
-Ребята со словом Зима, что у вас ассоциируется. Давайте составим кластер к слову «Зима» (каждая команда составляет кластер к слову «Зима»)
метель
снежная
морозы
суровая
белый снег снеговик
-Молодцы! Мы сегодня познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро» и увидим, какие же слова употребил великий поэт, чтобы описать зиму.
-Давайте вспомним, кто такой А.С.Пушкин?
-Давайте посмотрим, какие слова встретятся нам в стихотворении.
Б.Словарная работа: Откройте учебник на странице 136 и прочитайте слова, которые встретятся в стихотворении и могут вызвать затруднение.
Блестя на солнце-к_нге шаCылыса
Великолепными коврами – ‰демі кілемдердей
Под небесами- аспан аясында
Подо льдом –м_з астында
Прозрачный лес- здесь: деревья без листьев
Сквозь иней зеленеет – Kырау астынан жасыл т_стеніп т_р
Чернеет- Kарайып т_р
В. Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку Н.В. Свиридова «Метель».
-Ребята,сядьте ровно,расслабтесь,закройте глаза и послушайте .
Понравилось вам стихотворение, ответьте на вопрос, какую картину вы увидели перед глазами.Опишите.
Какие краски использует Пушкин,чтобы описать снежную зиму?(голубое небо,ель зелёная,лес чернеет).
Д.Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Тема этого стихотворения рассказ поэта о наступающем зимнем дне.
Идея красота, прелесть зимнего утра.
Автор хотел донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким днём.
В стихотворение автор описывает зимнее морозное утро. Чувства его восторженные, радостные.
- Небеса, снег, лес, ель, речка. Обратите внимание на то, как автор все это подает.
Найдите эпитеты, относящиеся к ним. (Небеса голубые; снег блестит на солнце; лес прозрачный; речка блестит;)
– Почему автором использовано слово небеса, а не небо?
– Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса.
– Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Почему снег как ковер?
– Ведь вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно, как ковер!
– Почему у Пушкина «лес прозрачен», «ель зеленеет»?
– От большого количества солнца и света воздух разряжён, и поэтому лес прозрачен и виден насквозь.
– Сквозь его прозрачность ель-то и видна.
– От солнца и «речка подо льдом блестит» .
– Мило и дорого все, что его окружает.
– Вот что делает с человеком одно обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день.
6.Закрепление нового материала.
Выразительное чтение стихотворения учащимися каждой команды. ( с каждой команды читает один ученик)
Работа в группах:
1– писатели, пишут сочинение « Зима».
2 –художники, рисуют «свою» зиму.
1 –поэты, сочиняют стихотворение о зиме
(Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).
Игра «Снежный ком» 1.Участник команды называет пословицу и передаёт снежный ком следующей команде.
2.Участник команды называет загадки и передаёт снежок следующей команде.
3.Участник команды называет приметы о зиме и передаёт снежок следующей команде.
7. Подведение итогов.
-Ребята, что мы сегодня прошли на уроке. С каким стихотворением Пушкина мы познакомились. О чём это стихотворение? Значит зима- это какое время года, скучное время?
8.Домашнее задание: выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть, записать в тетради словарную работу на стр.136 учебника.
Оценки за урок у нас получили
Рефлексия. – Ребята, напишите на стикерах две звезды и одно пожелание.
- Какой для вас была встреча с зимой? С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего?
Зима
SђЗаголовок 1^ђЗаголовок 315