Технологическая карта урока по литературному чтению А.С.Пушкин Зимнее утро (УМК Планета знаний, 3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края
Урок по литературному чтению
в 3 классе
УМК «Планета знаний»
(с использование упражнений опорно-двигательного аппарата)
Тема урока:
Автор урока: Кондратенко Надежда Константиновна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 3
УМК «Планета знаний»
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цель: содействовать формированию умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни.
Задачи:
- Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина.
- Прививать любовь к поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные умения (учебно-языковые и речевые умения):
выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения.
Личностные УУД:умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;- проводить анализ учебного материала;- проводить классификацию, указывая на основание классификации, проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;- уметь определять уровень усвоения учебного материала.Коммуникативные УУД:умеют использовать речь для регуляции своего действия;
воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.
Регулятивные УУД:планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Оборудование: - презентация к уроку; портрет А.С. Пушкина; аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Зима»; снежинки для рефлексии
№ Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
Проверка домашнего задания. - Мы начинаем урок литературного чтения. Подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение?
Работа с пословицей
- Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с высказывания А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!»
- Как вы её понимаете?
- Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным».
- Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем.
Слайд 1.
Настраивает на работу на уроке. Читают высказывание, отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
2. Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
-Кто это?
- Зима.
-Произнесите это слово медленно, по звукам. Какие чувства у вас возникли?
-Какие слова вы можете назвать, чтобы охарактеризовать это время года?
- Волшебница, кудесница, красавица, метелица, вьюжная, морозная и т.д.
-Хотите понаблюдать за красотой зимы на уроке?
Прослушивание музыкального фрагмента П.И. Чайковского «Времена года. Зима»
Слайд 2.
- Что вы представили, слушая музыкальный фрагмент?
-Зиму. Вьюгу. Тихо падающий снег…
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?
- С помощью звуков.
- Сможем ли мы почувствовать зиму, изображенную каждым из вас? Читает стихотворение о зиме. Слушают стихотворение, которое читает учитель, отвечают на вопросы.
После прослушивания музыкального фрагмента, рассказывают, что представили.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
3. Постановка проблемы. Определение темы урока. Упражнение «Словесное рисование».
-Опишите то, что вы видите на картине.
Слайды 3,4,5.
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
- Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
- Значит, тема урока … (Зимнее утро)
- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
- Сможем ли мы почувствовать зиму, изображенную художником слова?
- О чем же это стихотворение мы узнаем после физкультминутки.
Подводит детей к определению темы урока.
Помогает в постановке целей урока. Называют фамилию писателя.
Слушают рассказ подготовленного ученика о творчестве
А. С. Пушкина
Определяют название стихотворения.
По опорным словам ставят цели урока. Познавательные:
- высказывать предположения;
- обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
4. Физминутка с использованием упражнений опорно-двигательного аппарата Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
-Как интересно нам зимой! (руки вверху над головой, хлопки).
-На санках едем мы гурьбой, (приседания).
-Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
-Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
- Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (руки вверху над головой, хлопки).
Ручки вверх, ручки вниз.На носочках подтянись.Ручки ставим на бочок,На носочках скок-скок-скок.А затем приседаем,Никогда не замерзаем.
- Какой была зима в нашей разминке?
- Весёлой, озорной.
- А сейчас послушаем стихотворение А.С. Пушкина и подумаем, какое утро он видел. Проводит физминутку с использованием стихотворения на зимнюю тему Повторяют стихотворении и показывают движения. 5. Изучение нового материала.
1. Знакомство с текстом стихотворения
(видеоролик «Зимнее утро»)
Слайд 6.
2. Обсуждение прочитанного и работа с текстом
- Какие чувства вызывает у вас это произведение?
- Из каких картин складывается поэтический образ зимы в этом стихотворении?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса.
4. Анализ стихотворения.
- Прочитайте красивые, на ваш взгляд, строчки.
- Это стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)
- Прочитайте первую часть про себя.
- О чем говорится в ней?
- Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)
- Прочитайте вторую часть жужжащим чтением.
- Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)
- Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)
- Прочитайте третью часть. (Желающий)
- О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы красивая)
- Прочитайте оставшиеся части стихотворения. (по желанию)
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)
- Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?
(Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)- Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.
- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для большой силы выражения) Организует проверку первичного восприятия стихотворения. Прослушивают стихотворение в исполнении профессионального актёра.
Высказывают собственные мнения.
Составляют партитуру чувств.
Личностные:
- уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- проводить сравнение и классификацию;
- устанавливать аналогии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами и группами.
6. Физминутка с использованием упражнений опорно-двигательного аппарата
Динамическая пауза «Зима». Предназначена для снятия напряжения и усталости. Под весёлую детскую песню ребятам предлагается повторить движения зимних анимашек. Слайды меняются автоматически. http://tatbel.ucoz.ru/load/moi_fizminutki/zima/3-1-0-4301. Прыжки.
2. Приседания.
3. Ходьба на носочках.
4. Поднимание-опускание рук.
5. Прыжки - ноги врозь, хлопок над головой.
6. Ходьба со взмахами руками.
7. Поворот туловища вправо-влево.
8. Прыжки.
9. Поднимание-опускание плеч.
10. Наклоны головы вперёд-назад. Выполняют упражнения вместе с анимационными сказочными героями. 7. Самостоятельное применений полученных знаний.
Выразительное чтение стихотворения
- Мы с вами составили партитуру чувств.
- (В группах) Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить своё отношение к прочитанному.
- Удалось ли почувствовать зимнее утро, изображённое А.С. Пушкиным?
- (В парах) С помощью каких приёмов?
- Сравнение, олицетворение.
Каждая группа читает выразительно по одной строфе, передавая настроение.
Определяют приёмы выразительности речи, которые использовал автор.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - уметь делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные:
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе.
8. Рефлексия -Ребята, чему на уроке вы удивились? Что узнали нового?
- А что бы вы сказали о Пушкине – поэте, после сегодняшнего урока?
- Что вы открыли для себя в его стихах?
- Хочется ли вам еще прочитать другие стихотворения о зиме А.С. Пушкина?
- Свой вывод по уроку я предлагаю вам оформить в виде синквейна.
Составьте синквейн по теме: «Зимнее утро»
Слайд 7.
Прикрепите на зимнюю картину
Белую снежинку, если вы довольны своей работой на уроке.
Голубую снежинку - хорошо потрудился, но были допущены неточности.Синюю снежинку - надо еще постараться.
Слайд 8.
Отвечают на вопросы учителя Личностные:
Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. Соотносить результат действия с поставленной целью.
Коммуникативные:
Аргументировать свою позицию.