Открытый урок по литературному чтению на тему А.С. Пушкин Зимнее утро


Технологическая карта урока Литературное чтение
Учитель: Пасечникова Марина Андреевна
Дата: 20.10.2016г.
Тема: «А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, 
звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Планируемые результаты:
Предметные: Метапредметные: Личностные  УУД:
-Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Называть произведения А.С. Пушкина. Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
Коммуникативные: объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический    комментарий Формируемые УУД
1. Организационный момент - Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
 – Покажите, с каким настроением вы пришли на этот урок. Если у вас хорошее настроение, то покажите солнышко. Если настроение не очень хорошее, то снежинку. А если совсем грустное, то тучку.
– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? – Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения. Учащиеся выбирают карточку и показывают. Психологический настрой Личностные УУДКоммуникативные УУД
2. Речевая разминка – На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? – Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.– Прочитайте загадку  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)– Прочитайте с восклицанием.Слайд  1:   
С неба упала холодной звездой,А на ладошке вдруг стала водой.(Снежинка) Высказывания детей.
 
 
Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.
Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения. Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.
 
 
 
 
 
Личностные УУДКоммуникативные УУД
3. Актуализация знаний. Введение в тему
 
 
Постановка проблемы -А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года»
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 2)– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? – Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя. – Что вы можете сказать об этих явлениях природы? –  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? – На доске задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. 
Что получилось?– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
 
(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)
Слайд № 3 (Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).
Высказывания детей.
Предположения учащихся.
 
Мотивация к предстоящей деятельности
Портрет
 
 
 
Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДЛичностные УУД
4. Первичное  восприятие произведения – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 4-18)
Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке, чему должны научиться?– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? – Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. (Звучит аудиозапись стихотворения) Высказывания учащихся. (Звучит аудиозапись, видеоряд.) Коммуникативные УУД
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми Сейчас вы сами попробуете прочитать это стихотворение.
– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. Чтение учащимися про себя. Самостоятельное чтение. Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУД
6. Словарная работа – Какие слова требуют разъяснения? (слайд 19–30).Возможные варианты:
нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сонмгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерекнынче – сейчасбурый – оттенок коричневоговечор – Вчера вечером.предадимся – ДоверитьсяСеверная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.Северная звезда – так называют планету Венеру. Работа в группах(со словарями)
 
Словарная работа Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУДЛичностные УУД
7. Анализ лирического стихотворения – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 31).– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.
– Сколько строф в стихотворении?   Работа над текстом стихотворения Познавательные УУДРегулятивные УУДЛичностные УУД
– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Ответы детей. (5) – В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?   – Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. – Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») – Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) – Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) (Настроения радостного ожидания, бодрости.) – Прочитаем вторую строфу.
– Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное) – Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела») – Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу.  (Радостное, весёлое.) – Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.) 8. Физкультминутка
«Танцующая ёлочка» на компьютере.  
– Ребята, как понимаете выражение «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.) – Можно ли услышать, что происходит в доме? Давайте прочитаем 4 строфуВесёлым трескомТрещит затопленная печь… Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. – Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? – Волнует ли героя то, что чувствует героиня?– Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней? Ответы детей. – Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)   – Какой вывод можно сделать. О чём это стихотворение?
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?   9.Выразительное чтение стихотворения  А теперь поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу. Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другуВыразительное чтение стихотворения(чтение в парах). Дети читают стихотворение друг другу выразительно.Работа в парахРазвитие навыков выразительного чтения.Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация. Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУДЛичностные УУД
10. Игра «Художники» А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Художники»
– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 32).Ответы:1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лесодин чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
А теперь давайте сравним с моей палитрой. Такие цвета в стихотворении вижу я, а какие вы? Повесьте на доску свои палитры.Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. Работа в парах Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУДЛичностные УУД
11. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина      
12. Итог урока – С каким автором мы сегодня познакомились?– Какое произведение читали?– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
Как вы думаете достигли мы своей цели, поставленной в начале урока?– У нас на доске висит картина с зимним пейзажем. На столах у вас лежат солнышки, снежинки и тучки. Прикрепите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
Оценивание учащихся.
Спасибо Вам, урок окончен. Слайд № 33 (Учащиеся выбирают карточку и прикрепляют).
Работа с карточками   Коммуникативные УУДЛичностные УУД