Конспект урока по литературному чтению на тему : А.С.Пушкин Зимнее утро
А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Цели:-Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина « Зимнее утро».
Задачи: - обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения;
- развивать образное мышление; творческие способности, воображение;
- воспитывать любовь к поэтическому слову, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
- совершенствовать технику чтения;
- коррекция речи.
Ход урока
1.Организационный момент.
Чтоб урок наш светлее Мы поделимся добром .Вы ладошки протяните ,В них любовь свою вложите Ей с друзьями поделитесьИ друг другу улыбнитесь.
2.Проверка д/з.
-что было задано на дом? (выучить наизусть стихотворения Пушкина и нарисовать к ним иллюстрации.) А что нового вы узнали про А.С.Пушкина.(читают сообщения,Седа,Расул,Абдурахман, Маида,Эльмурзаев.)
3.Речевая разминка.
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снежинки.)
-Прочитайте загадку про себя. Затем читаю я , потом отгадывают.
- Прочитайте с вопросительной(весёлой,грустной) интонацией.
-Теперь давайте хором прочитаем эти строки.
4.Актуализация знаний . Введение в тему.
(Звучит мелодия.)- Какое время года вы представили , слушая эти звуки? Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель.
Инд-я работа
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. – Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
-Правильно ребята, мы познакомимся со стих-м Пушкина , которое называется «Зимнее утро.»
Мы читать тебя привыкли с детских лет,(Маида)
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
-С какими произведениями этого автора мы познакомились в 1-2 классах? (Сказка о рыбаке и рыбке, Стих-е «у лукоморья дуб зелёный»стих «вот север тучи нагоняя»)
– С творчеством А.С. Пушкина , ребята вы будете знакомиться на протяжении всех лет обучения. Каждый год узнавая всё новые и новые сведения из биографии поэта, а пока мы продолжаем говорить о том, что особое место в творчестве поэта занимала природа. Особенно поэт любил осень, но и зимние картины природы не оставляли его равнодушным.– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения.
-Ребята , какое сейчас время года?
- Что вы знаете об осени?
-Но для нас с вами сегодня на один урок наступит зима.
Сколько месяцев она длится ? Назовите их.
- Какое время года любите вы? Почему?
- Ребята , на доске даны пословицы про зиму , вам нужно правильно их расставить и сказать как вы их понимаете.
Зимой солнце светит, да не греет.(зимой солнце холодное)
Мороз не велик, да стоять не велит.(на холоде долго стоять не можем)
Береги нос- в большой мороз. (зимой нужно тепло одеваться)
В феврале два друга-мороз да вьюга.(зимой бывают мороз и вьюга)
Что летом припасёшь- с тем зиму проведёшь.(к зиме нужно готовиться заранее.А как вы готовитесь к зиме? Что на зиму готовят мамы?)
- Сейчас ребята , давайте вспомним , основные факты из жизни А.С.Пушкина.
Когда родился А. С. Пушкин?( 6 июня 1799г)
В каком городе родился поэт?(В Москве.)
На каком языке было написано первое стихотворение Александра Пушкина? (На французском языке.)
Как погиб поэт?(Был смертельно ранен на дуэли.)
Кто привил поэту любовь к родному языку?(Няня).
- Танзила, прочитай нам пожалуйста строки , которые А.С.Пушкин посвятил Арине Радионовне.
«Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила»
-Какую роль сыграла няня в жизни Пушкина.?
- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? Что вы знаете об этом времени года? (Ответы детей)
-За свою недолгую жизнь поэт написал огромное количество стихов, сказок, рассказов. Он очень любил писать об осени и зиме. Как вы думаете почему?
- Стихотворение Написано очень быстро, за один день, 3 ноября 1829года .
5.ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХ-Я.
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.(видеоролик со стих-м.) Затем читаю сама.
-Понравилось ли вам стих-е?
-Чем? Что особенно понравилось?
- От чьего имени ведется повествование? (повествование ведется от лица поэта).
- К кому оно обращено? Прочитайте. (К некой красавице).
-Как называет ее А.С.Пушкин?( Друг милый, друг прелестный).
- Какой предстаёт зима в вашем воображении( (холодной, снежной, волшебной, загадочной, волшебной)
6.Работа над стихотворением.
-Теперь ребята давайте внимательно прочитаем стихотворение и поразмышляем над содержанием. (Читают выборочно по одной строфе)
-Ребята , вы видите , что стихотворение разделено на части-строфы. На сколько частей оно разделено? Теперь давайте разберём слова, которые могут быть вам непонятны. В 1 строфе Нега(приятное состояние , блаженство) и Аврора(богиня утренней звезды). Во 2 строфе Здесь мы обратим внимание на слова вечор, мгла, нынче. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. слово мгла значит тьма, мрак. ". Слово нынче означает сегодня. В В этой строфе непонятных для нас не современных слов нет.
Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.
В 5 строфе есть что-то непонятное?
Физминутка
Групп.работа
-Сейчас ребята, вам нужно будет поработать в паре со своим соседом по парте, и объединив усилия отвечать на вопросы.
В 1 части. к кому обращается поэт? ( К своей возлюбленной) -Как он называет ее? (друг прелестный, красавица) - К чему призывает автор? ( открыть глаза навстречу богини) обратите внимание на слова
Во 2 части. - Какое чувство вызывало у вас эта строфа? ( печаль) -Как вы думаете, почему возлюбленная сидела в печали? ( На небе мгла, вьюга злится- такое состояние вызывает у человека печаль)
В 3 части. -С чем сравнивает поэт снег? (С великолепными коврами)-Прочему лес прозрачный? ( Лес без листьев). В этой строфе непонятных для нас не современных слов нет.
В 4 части. - Обратите внимание на последнюю строчку. Какой знак стоит? ( ?) - С какой интонацией надо читать ? - Как вы понимаете « янтарный»? Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали. -
В 5 части. -Как обращается поэт к своей возлюбленной? -Как он ее называет?
- Ребята , можем ли мы сказать что каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением?
- Какой вывод можно сделать? (Это стихотворение о красоте зимнего утра.)
8. Выразительное чтение стихотворения
Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. Все это сменяется мечтой о том, что будет. Поэтому при чтении мы должны показать голосом смену настроения в стихотворении.
(Далее по желанию выразительно чтение нескольких учеников).
-Теперь ребята, вам нужно будет составить синквейны , но для начала я напомню правила составления синквейна. объеденитесь пожалуйста в группы. Слова для составления Синквейнов я даю из данного стихотворения. (1гр.солнце,2гр.мороз, 3гр.снег,4гр.,речка).
Рефлексия(острова)
(При наличии времени)
- Давайте вместе хором прочитаем первую часть стихотворения. (Чтение хором)
- Кто прочитает выразительно это стихотворение? (Опрашиваются желающие)
- Молодцы, ребята!
Итог урока
-С каким произ. познакомились сегодня на уроке?
Кто его автор?
Оценивание (на уроке сегодня хорошо работали……)
Домашнее задание. Подготовить стихотворение на выразительное чтение.