Урок по литературному чтению на тему А. Пушкин «Зимнее утро». В. Хлебников «Мне мало надо…». (3 класс)
Учитель начальных классов Дубровская С.Н.
Учебный предмет, класс Литературное чтение, 3Б класс , система Л.В.ЗанковаТип урока: открытие новых знаний
Тема урока А. Пушкин «Зимнее утро». В. Хлебников «Мне мало надо...».
Цели урока Познакомить обучающихся со стихотворениями А. Пушкин «Зимнее утро». В. Хлебников «Мне мало надо...».
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты Универсальные учебные действия
Владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Определять жанр литературного произведения, называть основную тему; соотносить главную мысль и название произведения.
Личностные: сформировать интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению.
Метапредметные:
регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
познавательные: понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
коммуникативные: выражать свои мысли в устной речи, в диалоге, принимать участие в коллективном выполнении заданий; высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Оборудование Учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова ,3 класс; проектор, компьютер, презентация.ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Развитие дыхания.
На столах разложены бумажные снежинки
- Дуем на снежинки. Держим близко. Отодвигаем на вытянутую руку.
- Делаем вдох, задерживаем дыхание, делаем медленный выдох.
- Проговариваем медленно, следим за вдохом и выдохом.
Слайд1Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать. (Вдох)Так правильно и внятно,Чтоб было всем понятно. (Вдох)
Мы будем разговариватьИ будем выговаривать. (Вдох)Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
3. Развитие выразительной интонации.
Слайд 2 “Вот север, тучи нагоняя,”Улыбнулись. Произнесли.Обрадовались. Произнесли.Удивились. Произнесли.Загрустили. Произнесли.Разозлились. Произнесли.Заплакали. Произнесли.
Выберите правильную интонацию и произнесите фразу. Что вы почувствовали?
4. Жужжащее чтение – 5 мин
Учитель проверяет дневники читателей. Отметки
5. Подберите рифмы к данным словам:
Родина –Простор –Край –Люблю –
6. Поэтическая минутка.
На доске: Рифма Сравнение Эпитеты Олицетворение
Объясните значения этих слов. Выразительные средства.
У детей на столе текст. “…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела –А нынче… погляди в окно…”Работа в парах.
- Приготовили карандаш.
- Найдите в тексте рифму. Соедините стрелочкой строки.
- Найдите в тексте сравнения. Подчеркните прямой линией.
- Найдите в тексте эпитеты. Подчеркните волнистой линией.
Проверяем. Прочитайте рифмы, сравнения, эпитеты.
Для чего автор использовал эти выразительные средства?
Какие чувства вызывает у вас этот отрывок из стихотворения?
ОживлялкаПредставьте себе снежную пушистую зиму.
Закинуть голову назад, вытянуть вперёд подбородок так, чтобы на шее кожа натянулась. Затаите дыхание – дышите тише, ещё тише, как только возможно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянулись и за работу!
7. Выделение темы урока.
Продолжаем. Из какого стихотворения эти строки? Кто автор?
Сформулируйте тему урока. Слайд 3
Сегодня на уроке мы познакомимся со стих. А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения. Почему именно это стих. поместили в раздел “Родная сторона”.
8. Знакомство с новым произведением А.С.Пушкина.
Звучит музыкальный отрывок “Времена года”. П.И.Чайковский.
А теперь скажите, что вы любите больше утро или вечер? И почему?
Чем зимний вечер отличается от зимнего утра?
Какие чувства вызывает у вас словосочетание зимнее утро?
Откройте учебник на стр.23 и найдите произведение А.С.Пушкина.
9. Прослушивание записи стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро!”
А теперь послушайте его в исполнении актера Мих.Казакова. Сядьте, как вам хочется, расслабьтесь.
Аудиозапись. Что представили себе при прослушивании?
Оживлялка. Сложите перед грудью пальцы вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потяните вверх, как будто вы, опираясь на руки, выглядывает из окна. Всего 10–15 сек. И стало жарко. Повторите 3 раза, и во рту станет влажно.
10. Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”.
– Кто из консультантов нам будут помогать? (Кентавр Хирон и Кот Учёный.)
Первичное чтение. Жужжащее.
Пододвинули учебник. Читаем в полголоса, так чтобы вы слышали себя. Обратитесь за помощью к консультантам. Отметьте, какие слова вам ещё непонятны
Чтение первой строфы. (Слайд 8. Кентавр Хирон.)– Что же такое Северная Аврора и Северная звезда?
Аврора – древнерим. богиня утренней зари. (Слайд 9).В стих.имеется в виду – наступление утра на севере.
Северная звезда – так называли планету Венера. (Слайд 10).
В стихотворении игра слов. Венера – это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.
(Слайд 11. Кот Учёный.) – Что узнали у Кота Учёного? (Нега.)
Нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон.
Чтение второй строфы. (Кот Учёный объясняет значение слова “вечор”.)
Вечор (устаревшее) – вчера.
Чтение следующих строф. (Возможно, непонятные для детей слова: мгла, янтарный блеск, лежанка, нынче.)
Мгла – непрозрачный воздух.
Лежанка – длинный выступ (у печки, у стены) для лежания. (Слайд 12).
Янтарный блеск – прозрачно – жёлтый цвет янтаря.
Нынче (разг.) – сегодня.
– Мы прочитали стих. по строфам, ничего необычного не заметили? – Проверьте: может быть, каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? Перечитайте и докажите это. (Каждая строфа – как будто завершённое стих.)
Найдите:
Олицетворение: “вьюга злилась”, “мгла носилась”
Сравнение : “луна, как бледное пятно”
Эпитеты: “янтарный блеск”, “чудесный день”, “прозрачный лес”, “весёлый треск”.
– Что вы представляете себе лучше всего? (Слайд 14).
Уютную комнату в загородном доме, залитую солнечным светом;
потрескивающую печку;
вьюгу накануне;
окно, из которого видно, что “день чудесный”;
героя;
героиню.
(Перед нами – не просто пейзажная зарисовка, перед нами общение двух близких людей, которые находясь в деревне, только что пережили зимнюю непогоду, и вот теперь испытывают радость, которую несёт в себе ясное и солнечное зимнее утро.)
– Кто первым сделал открытие, что “день чудесный”? (Герой, он стремится как можно быстрее поделиться им с героиней, со своей возлюбленной.)– Давайте проследим за этим?
1 строфа – герой будит героиню, он первый сделал открытие чудесного дня.
Во 2 строфе – герой напоминает ей о вчерашней непогоде, что она грустила, и пытается порадовать её прелестью зимнего утра.
В 3 строфе показывает героине вид из окна.
В 4строфе предлагает прогуляться в санях.
В 5 строфе продолжает уговаривать героиню прокатиться в санях.
– Важно ли, что герой в этом стихотворении не один?
Лирический герой хочет поделиться красотой зимнего утра со своею возлюбленной.
– Какой вы представляете себе героиню?
Героиня – нежное хрупкое создание, грустная (плохая погода повергла её в состояние печали), красивая (сравнение с Венерой), её любит лирический герой.
– Сумеет ли лирический герой убедить возлюбленную прокатиться в санях?– Кто хочет прочитать стихотворение так, чтобы мы поняли, лирический герой обязательно уговорит героиню покататься в санях, полюбоваться красотой природы?
11. Подготовка выразительного чтения.
Приготовили карандаши. Поставьте стрелочки и прочитайте рифмы.Чудесный – прелестный
Взоры – Авроры
Проснись – явись
Злилась – носилась
Пятно – окно
Желтела – сидела.
Поставьте долгую паузу на знаках – ! – .? ; :Поставьте короткую паузу на знаках – ,
Поставьте логическое ударение над тем словом, которое вы будите выделять при чтении.
12. Гимнастика для глаз.
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, а затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колоса и наметить на нем определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую (3 раза).
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
13. Чтение выразительное. По желанию. Полностью стихотворение.
На столе флажки разного цвета.
Прослушиваем стихотворение. и показываем свои ощущения взмахами флажков.
Хлопаем в ладоши. Кричим “Браво!” понравившимся исполнителям.
Учитель оценивает выразительное чтение.
14. Итог урока.
Что вы чувствовали при чтении?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Понравились ли вам стихи А.С.Пушкина? Будете ли вы и дальше читать его стихи?
15. Рефлексия.
– Какое же открытие каждый из вас совершил?– Как вы думаете, почему стих. А.С. Пушкина поместили в раздел “Родная сторона”? (Пушкин, через лирического героя, передаёт красоту русской природы, красоту зимнего утра и нам.)– Вспомните, мы отвечали на вопрос, что нужно человеку (уметь видеть), чтобы понять прелесть русской природы?
Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту, уметь “сосердцать, как писал Андрей Вознесенский.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы были именно “сосердцателями” окружающего мира, любили и берегли свою малую родину, своё Отечество, делились радостью и красотой окружающего мира со своими родными.
16. Домашнее задание.– Кто хочет, может выучить стихотворение целиком, либо три первые строфы.