Разработка урока по теме: Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель урока: 1.Рассмотреть концепцию любви М.А.Булгакова.
2. Раскрыть красоту, доброту и искренность чувств булгаковских героев.
3. Определить композиционную роль образов Мастера и Маргариты
4. Помочь учащимся понять, в чем заключается сила любви.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: проблемно - поисковый.
Форма урока: эвристическая беседа.
Оборудование: текст романа «Мастер и Маргарита», презентация, видеоклип.

Ход урока.
Слайд№1.
1.Оргмомент.
Вступительное слово учителя:
Прежде, чем мы поговорим о теме любви в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита», я предлагаю вам вспомнить прочитанные страницы романа. Проверим, насколько вы внимательны, наблюдательны и чутки к булгаковскому слову. Предлагаю вам несколько вопросов, связанных непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.
Что было в руках у Маргариты в тот момент, когда её увидел Мастер?
( ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ)
Какие первые слова сказала Маргарита Мастеру?
( нравятся ли вам мои цветы)
Какого цвета было на Маргарите пальто, когда она впервые увидела Маргариту?
(черное)
Что больше всего поразило Мастера в момент первой встречи с Маргаритой?
( одиночество в глазах)
Какие цветы любил Мастер?
(розы)
Чем больше всего гордился Мастер в своей квартире?
( раковиной с водой)
Кем был Мастер по образованию?
( историк)
Почему Маргарита в тот день вышла с желтыми цветами?
( чтобы он её нашел, иначе она бы отравилась, потому что жизнь её была пуста)
Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?
( 5 языков: английский, немецкий, латынь, греческий)
Какое событие изменило жизнь Мастера?
(он выиграл 100тысяч рублей)
Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила её дальнейшую судьбу?
( «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет)
Как Мастер называл время работы над романом?
(« золотым веком)
Слайд№2
Актуализация знаний ( на фоне мелодии « Вечная любовь»)

Учитель: Итак, сегодня на уроке речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Её имя Маргарита. Глава 19 названа её именем, начинается словами, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: « За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной. Мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Слайд№3
Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.
( Евгений Онегин и Татьяна Ларина
Андрей Болконский и Наташа Ростова
Пьер Безухов и Наташа Ростова
Раскольников и Соня Мармеладова)
Учитель: достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод,а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.
( инсценированное чтение сокращенного фрагмента главы 13. Чтение отрывка со слов: « она несла в руках отвратительныедо слов « я розы люблю»)

Учитель: Вы прослушали инсценированное чтение о первой встречи Мастера и Маргариты. Много чувств и эмоций переполняет душу. Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение « синквейн».
Слайд№4
Синквейн- стихотворение из пяти строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:
1.- существительное, задающее тему слова « цветы»
2. – два прилагательных к данному существительному;
3. – три глагола к данному существительному;
4. – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувств);
5. – одно заключительное слово ( предложение), определяющее эмоциональное отношение
ко всему.
Слайд№5
Цветы,
Желтые, тревожные
Появляются, выделяются, тревожат
Нехорошие цветы
Именно они соединили Мастера и Маргариту
Учитель: Желтые, отвратительные, тревожные цветы Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
Задание: определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
( Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном. Булгаков использует традиции предшественников6 Достоевского, Блока. Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождение любви тревогу, предчувствия трагизма, которое углубляется удивительной булгагаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца а переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож»
Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог, стоя у окна, подолгу смотреть на неё. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.
Черное пальто – отражение бездны, глубины, необъятности.
Цвет луны у Булгакова все- таки не голубой или серебристый, а золотисто – желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты)
Учитель: Но есть в романе ещё один цвет. Он скрыт в имени героини. Какие ассоциации у вас возникают с именем Маргарита? ( цветок).
Обратимся к традиционной цветовой классификации. С каким цветом ассоциируется имя Маргарита. Что это за цвет?
( отличительной особенностью имени Маргарита является двойное присутствие в нем звуков (Р) и тройное присутствие звука (А). По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой. Следовательно, в имени героини заключается что- то мягкое, милое, близкое. Но в то же время что- то громкое, горячее, яркое, красное, страстное,\.)
Учитель: Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнали из её предыстории?
( Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив. Честен. У неё прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.)

Учитель: « Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» – воскликнул автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос. ( Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встречи её взгляд – « необыкновенное, никем не виданное одиночество».)
Учитель: Одиночество? А как же муж? Ведь у неё был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?
( по- видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у неё есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. « Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил её.)
Слайд№6
Учитель: Если вспомнить стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь к любви», то становится ясно, что все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства исключая одно: благодарности. Благодарность - долг. Всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги. По – видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец её нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её была пуста»
Слайд№7
Учитель: Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал « кровью сердца». Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
( сообщение учащегося об Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника).
- Поэтому, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все пережить самому.
Учитель: Как изменилась жизнь Маргариты, когда в неё вошел Мастер?

( она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку ( чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.

Слайд№8
Учитель: Из каких составляющих складывается образ возлюбленной по Булгакову?
( возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева. То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали. Что ведьма - нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что – то от ведьмы, особенно если её задеть за живое. Вспомните портрет Маргариты, её характерную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам. И возлюбленная его королева, ибо каждая женщина – королева, когда её любят.
Учитель: При кажущейся парадоксальности подобные отголоски находим у В.Я.Брюсова:
Ты – женщина, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.
Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжет огнем, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звездной
Ты – в наших безднах образ божества.
Учитель: Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.
( Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться, готова на решительную борьбу. В трудную минуту для Мастера, она решается уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей.)
- На что идет Маргарита ради спасения Мастера?
( становится ведьмой, продав душу дьяволу)
Учитель: А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы, тем более, что это не трудно представить, так как во всякой женщины есть что – то от ведьмы, особенно если задеть её за живое.

Слайд№9
Учитель: Давайте рассмотрим эпизод « Погром в квартире Латунского»
( индивидуальное задание: пересказ- анализ эпизода « Погром в квартире Латунского»)
Итак, подведем итог:
Каково место эпизода в идейном замысле писателя?
Каковы действия Маргариты?
Какими звуками сопровождаются действия героини7
Как раскрывается в этом эпизоде её характер?
- Таким образом, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает её Воланд на своем балу, увидев в ней породу. Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.
Слайд№10
( индивидуальное задание: пересказ - анализ эпизода « Маргарита на балу у Волонда»
Слайд№11
Учитель: Подведем итог.
Каково место эпизода в развитии сюжета?
( это кульминация, стягивает воедино все романные узлы)
Какова пространственно – временная организация текста?
( пространство расширено: тропический лес, бальный зал, возникают стены тюльпанов, роз; вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода)
Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
( должна носить имя Маргарита, земная женщина с живой душой, в ней текла королевская кровь)
Какие действия Маргарита до бала подчеркивают её королевскую стать?
( отдает все свои вещи Наташе)
Как она ведет себя во время бала?
( по – королевски, отдает приказание коту)
Какова её задача на балу?
( всех одарить вниманием и любовью, даже если кто – то не нравится, нужно полюбить его)
Каково её самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?
( самочувствие ухудшается, но она по – королевски сильна и горда)
Почему Маргарита не напомнила Воланду о его обещании?
( гордость. « Никогда ничего не просите! Никогда ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами принесут и сами все дадут»)
Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?
( когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по – королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому – либо надежду)

Учитель: И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить её сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: « Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же сильнее в любви из двух влюбленных?
Слайд№12
( Маргарита. Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит. И Маргарита делит участь Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним

Учитель: А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?
Слайд№12
( Ярославна, в которой есть что- то от ведьмы: «обернусь я, бедная, кукушкой» Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря. Маша Миронова из повести «капитанская дочка».В ней воплотилась смелость, решительность и самоотверженность, сближающие её с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Соня Мармеладова, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу.)

Учитель: А как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?
( Маргарита – это идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без неё. Она вступает в сговор с сатаной, только для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь.)

Учитель: Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Таким образом,, автор не преувеличивал, когда обещал: « За мной, читатель! И я покажу тебе любовь»
Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: « Любовь – это»

Слайд№13

Концепция любви по Булгакову:
Дружба
Сотрудничество
Сопереживание
Верность
Самоотверженность
Борьба
Самопожертвование
счастье

Слайд№14

Учитель: По мнению Булгакова, всё счастье, выпавшее в жизни человеку, протекает из любви; В любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством всё превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с её помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, а мелочи не опутывают быт, мелкие страстишки не травят душу, а пошлость не убьет любовь. « Вот твой дом, вот твой вечный дом,»- говорит Маргарита, и где – то далеко её вторит голос другого поэта Владимира Соловьева, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови,
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Слайд№15
Учитель: Итак, мы перевернули ещё одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через составленное стихотворение « синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви. А теперь, пожалуйста, напишите мини – сочинение: « Какие мысли, чувства волновали тебя, когда ты читал(а) про взаимоотношения Мастера и Маргариты». Или поразмышляйте над вопросом: « Возможна ли такая « настоящая, верная, вечная любовь в наши дни».


-


























Заголовок 17ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415