Статья по литературе на тему Жанровое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Жанровое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В последнее время личность М. А. Булгакова, как и его итоговый роман «Мастер и Маргарита», вызывают большой интерес, как у читателей, так и у критиков. Возникает вполне логичный вопрос: почему после стольких лет существования этого произведения в печати его популярность до сих пор не знает границ? Может, потому, что этот роман считают итоговым произведением Булгакова, а значит, он включает в себя все мастерство, весь жизненный опыт автора? Может, потому, что он дает плодородную почву для размышлений над многочисленными проблемами, которые в нем затронуты? Может, потому, что автор этого романа является яркой, загадочной личностью, чья таинственность за последние годы так и не развеялась? Или потому, что этот роман сам является настоящей, еще не разгаданной тайной? Один из исследователей творчества М.Булгакова, Б.Соколов, верно подметил: «Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам». [3]
Одной из таких загадок является жанр романа. Этот вопрос породил большое количество литературоведческих исследований. И, естественно, критики так и не пришли к однозначному и окончательному разрешению этой проблемы.
Действительно, жанровая природа этого произведения очень сложна. Некоторые считают этот роман мистическим, ссылаясь на слова самого автора, которые мы находим в «Письме правительству СССР»: «Я – мистический писатель». Но в то же время этот роман называют и бытовым, и фантастическим, и философским, и сатирическим, и любовно-лирическим, и т. д. И если повнимательнее вчитаться в роман, то там можно, действительно, обнаружить все основные элементы этих жанров.
Но прежде, чем выявить жанровые особенности, нужно рассмотреть композиционное своеобразие «Мастера и Маргариты».
Это произведение - двойной роман. Действие одного романа происходит в Москве конца 20-х начала 30-х годов, его главным героем является Мастер; действие же другого романа (написанного Мастером) переносит нас в древний Ершалаим, его героями являются бродяга Иешуа Га-Ноцри и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Эти «ершалаимские» главы задают всему произведению высокий философский тон, именно здесь ведется спор о вечном: жизни и смерти, чести и трусости, верности и предательстве, добре и зле.
Эти два произведения на первый взгляд очень не похожи друг на друга. Они и написаны как будто разными людьми. Свой роман Мастер пишет скупым, лаконичным языком, не позволяя себе никаких элементов сатиры, фантастики, гротеска. Он как будто не сочиняет художественное произведение, а воссоздает историю. Совсем другой язык в главах, описывающих советскую Москву. Здесь много фантастики, гротеска, сатиры, иронии, лирики. Но, несмотря на отличие этих романов друг от друга, они все же представляют единое целое. Перекликаясь между собой на протяжении всего повествования, в финале они сливаются, так как подчинены одной идее: поискам нравственной истины и борьбе за нее.
Помимо исторического и реального в романе выделяется и фантастический пласт, который делает роман еще более загадочным и привлекательным. И здесь на передний план Булгаков выводит князя тьмы Воланда как представителя абсолютного зла. Не случайно сам М.Булгаков называл свой роман фантастическим. Так же обычно его жанр определяют и читатели, так как фантастические картины в нем, действительно, колоритны и занимают значительное место в романе.
Однако фантастика у Булгакова не является самоцелью. Такую сложную структуру построения произведения автор использует с целью разоблачения зла реального, порожденного новым строем. И поэтому вместе с фантастикой в повествование врывается сатира, которая, в свою очередь, так же является средством разоблачения «бесчисленных уродств» быта, бесчеловечных проявлений тоталитарного режима, царящего в Москве 30-х годов. Не имея возможности высказать свои мысли прямо, писатель обращается к фантастике, которая, с одной стороны, как бы отдаляет содержание романа от действительности, а, с другой стороны, помогает увидеть за невероятными событиями алогичность и жестокую бессмысленность многого из того, что происходит в стране в эти годы. Фантастика позволяет сатире Булгакова проникать в совершенно запретные для литературы зоны, она, как увеличительное стекло, наведённое на недостатки общества и человеческие пороки, делает их видимыми для всех, разоблачает их в глазах читателей.
И стоит заметить, что сатиру автор использует только в изображении мира московских обывателей. Таким образом назвать просто философским, или фантастическим, или сатирическим этот роман нельзя.
Критик А.Вулис отмечает связь «Мастера и Маргариты» с готическим и плутовским романом. [2, с.91] Действительно, в романе можно выявить многие готические традиции.
Стоит отметить, что сам М. Булгаков сначала хотел назвать свой итоговый роман по-другому. Известно, что писал он его в течение 10 лет, и чаще всего называл свои черновики «Роман о дьяволе». Но через 9 лет у романа появилось другое окончательное заглавие. Таким образом, автор обратил внимание читателей именно на лирическую сюжетную линию, выдвинув на первый план взаимоотношение Мастера и Маргариты, их любовь, а не готический образ князя тьмы и его деяний. И, возможно, этим названием Булгаков хотел показать свою надежду на то, что для этого разрушающегося человеческого мира все-таки есть еще спасение, и кроется это спасение в любви, жертвенной и самоотверженной.
Таким образом, мы убедились, что вопрос о жанре «Мастера и Маргариты» сложен и до сих пор вызывает дискуссии. Роман является синтезом сразу нескольких жанров. В этом, возможно, и заключается его уникальность.
Список использованной литературы:
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.
Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художеств. лит.,1991. – 222 с.
Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bulgakov.ru/