Урок по литературе на тему Анализ эпизодаДопрос во дворце Ирода Великого романа М Булгакова Мастер и Маргарита


Тема урока.
Анализ эпизода «Допрос во дворце Ирода Великого» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели.
1. Проверить знания содержания романа в целом, усвоение особенностей творческой манеры М. Булгакова.
2. Исследовать детали повествования и способы раскрытия характеров героев.
Оборудование. Репродукции картин Н. Ге. Презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Вступительное слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» - талантливейшее произведение М. Булгакова, в котором слились воедино философия, психологизм, высокая трагедия, мелодрама, фарс.
Из огромной глыбы многопланового произведения возьмём для анализа эпизод из ершалаимских глав романа, созданных по мотивам известного библейского сюжета.
В нём поднимаются вечные проблемы, существующие в настоящем так же, как и много веков назад.
- Какие это проблемы? Назовём их.
- Что такое истина?
Человек и власть
Внутренняя свобода и несвобода человека
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба
Верность и предательство
Милосердие и всепрощение
III. Анализ эпизода по плану:
1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с проблемами романа.
2. Характеры героев и способы их раскрытия.
3. Прямая или косвенная авторская оценка.
4. Поворот во взаимоотношениях героя.
5. Авторский взгляд на те или иные проблемы.
6. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
1.
В данном эпизоде, над которым мы будем сегодня работать, эти философско-этические проблемы раскрываются через героев романа, написанного Мастером, Понтия Пилата и Иешуа.
- Что мы узнаем о них из главы 2?
Иешуа 27 лет. Он бродячий философ. Его мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец. Есть один ученик, который неточно и невнятно записывает некоторые слова и мысли учителя. Никто не знал, что он вошёл в Ершалаим.
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.
2.
Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.
- Какими предстают перед нами эти герои? К чему вы пришли в результате наблюдения?
Речь идёт не о божьем сыне, Иешуа – простой человек.
Понтий Пилат не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», - бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотоё Копьё».Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: «свирепое чудовище». И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета – глазам.
- Как меняются его глаза?
3.
Основой эпизода становится диалог Понтия Пилата и Иешуа. Каждая реплика, действие героев обретают общечеловеческий смысл, несут общую идею произведения и развивают её.
- Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?
Понтий Пилат использует разные языки для допроса: арамейский, латинский, греческий.
Иешуа понимает прокуратора.
Допрашиваемый часто употребляет слово «добрый человек» .Понтий Пилат говорил мягко, монотонно, не повышал голоса, а когда речь зашла о власти кесаря, проявляется придушённый злой голос.
- Как раскрывается через всё это душевное состояние героев?
Понтий Пилат противоречив: сильная личность и человек, измученный болезнью, от которой нет спасения. Прокуратор проникается симпатией к Иешуа, решается спасти его от наказания, приблизить к себе.
Иешуа умеет убеждать людей.
Понтий Пилат внутренне несвободен.
4.
Мировоззрение героев.
- Что такое истина?
Истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова.
- Как развивает это понятие Иешуа?
Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью, для него истина и в том, что «злых людей нет на свете». Он готов идти к истине при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.
После этой части разговора Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа.
- Какое?
Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там. Где располагалась резиденция прокуратора. Такого человека хочется держать при себе.
- В какой момент изменится настроение Понтия Пилата?
- Каким Пилат видит кесаря?
Власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо другой власти. Человек перейдёт в царство истины.
- Принимает ли такую истину Пилат?
- Что случилось с прокуратором? Чем он напуган?
Трус тогда. Когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдёт против своей совести.
Понтий Пилат внутренне несвободен, поэтому он предаёт Иешуа.
Герой относится к числу людей, у которых есть совесть.
Понимая. Что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная – только нравственная.
5. Обратимся к репродукции картин.
- Как художник осмысляет эту сцену?
IV. Вывод. В этом эпизоде отразились основные идеалы романа.
V. Домашнее задание. Письменный анализ эпизода.