Урок русской литературы в 6 классе по теме А. С. Пушкин. Зимнее утро
А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
(VI класс)
Цели: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать историю создания, особенности композиционного и интонационного строя произведения; научатся находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль.
Задачи: создать условия для повышения учебной мотивации учащихся; содействовать развитию исследовательских умений; способствовать воспитанию радостного восприятия жизни.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин художников и рисунки учащихся на тему «Зима», словарь С. Ожегова, карточки с исследовательскими заданиями.
Эпиграф: «Мороз и солнце, день чудесный…» - это не только прекрасное стихотворение, но и средство от простуды. И что ещё важнее, средство от депрессии… (Ф. Искандер)
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Мы начинаем наш урок. Сегодня он не совсем обычный, так как мы принимаем гостей. Как радушные хозяева, мы постараемся показать всё самое лучшее, чему научились на уроках русской литературы. А поможет нам в этом хорошее настроение.
Подготовка к восприятию нового материала.
Беседе.
- Что такое пейзаж? (Изображение природы)
- Что ярче изображает нам картину природы – краски или слова? (Главное, чтобы владел этими средствами мастер)
2) Развитие речи учащихся.
Учитель. В качестве домашнего задания вам было предложено создать небольшую словесную зарисовку зимней картины или нарисовать зимний пейзаж и представить свою работу классу. (Презентация творческих работ)
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Ребята, мы не случайно сегодня так много говорим о зиме. Ведь тема нашего урока – стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкина (запись темы в тетрадь).
Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одну страницу биографии Пушкина, познакомимся с удивительным стихотворением «Зимнее утро», попытаемся исследовать текст произведения, чтобы обогатить свой словарный запас, понимать настроение лирического героя и научиться видеть красоту родной природы.
Работа над новым материалом.
Исследуем страницы биографии.
Учитель. Первой результаты заранее проведенного исследования нам представит. Она расскажет о времени и месте создания стихотворения «Зимнее утро».
Выступление учащейся.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным в годы ссылки. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.
В 1829 году на обратном пути с Кавказа Пушкин заезжает в село Павловское, куда его пригласили соседи по Михайловскому. Здесь, в Тверской губернии, он бывал подолгу и неоднократно. Живописные берега реки Тьмы, тишина и естественность деревенской жизни, милое общество детей Осиповой – всё это радовало Пушкина.
Здесь жила поэзия, видна была прелесть жизни природы, здесь в отличие от Петербурга, слышалась искренность человеческих чувств. Пушкин обретал добросердечную обстановку, так необходимую для занятий литературой. Поэт был на подъёме творческих сил. Поэтому неудивительно, что стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня - 3 ноября 1829 года (запись в тетради).
Учитель. Стихотворение «Зимнее утро» стало настоящей жемчужиной пушкинской лирики, лучшим поэтическим пейзажем зимы.
Чтение стихотворения «Зимнее утро».
Чтение стихотворения мастером художественного слова.
3) Определение первичных впечатлений.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами. (Ответы учащихся)
4) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратите внимание на трудные и непонятные слова.
Исследуем язык стихотворения.
Учитель. Денис провел предварительную работу с Толковым словарем Ожегова и исследовал значения некоторых слов.
Выступление учащегося.
Читаем в первой строфе: «Открой сомкнуты негой взоры».
Нега – это блаженство, приятное состояние. Во времена Пушкина так могли называть сон. Взоры – взгляды. Но в стихотворении имеются в виду глаза. Это устаревшее значение слова. Нынче – значит сегодня. Вечор – вчера вечером. Авророй называли богиню утренней зари.
Эпитет «янтарный» указывает на янтарь – окаменевшую смолу хвойных деревьев чаще всего желтого цвета.
Таким образом можно сделать вывод о том, что лексика стихотворения «Зимнее утро» отличается богатством и разнообразием.
Физкультминутка.
VI. Исследуем текст стихотворения.
Учитель. А сейчас мы все попробуем себя в роли исследователей поэтического текста и проследим за тем, как рождаются литературные шедевры.
В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать. Попробуем сформулировать предположение о мастерстве Пушкина в создании пейзажа.
Гипотеза: Пушкин – мастер пейзажной лирики.
Работа в группах.
1 группа. Кому адресовано стихотворение? Запишите эпитеты, которые употребляет Пушкин при обращениях к адресату.
О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют эти эпитеты?
Вывод. Он относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом с ним, с нежностью, заботой, вниманием. Лирический герой не одинок.
2 группа. Проследите смену эмоционального состояния лирического героя в стихотворении «Зимнее утро». Оформите результаты исследования в виде схемы на доске.
1 строфа – восторженность, призыв.
2 строфа – тревога, печаль;
последняя строка – радостное удивление.
3 строфа – восторг, радость, любование картинами природы.
4 строфа – чувство спокойствия, мечтательность.
5 строфа – предвкушение приятных впечатлений.
Вывод. Смена эмоционального состояния лирического героя напрямую связана с состоянием природы и подчеркивает их единство.
3 группа. Какие эпитеты помогают создать картину чудесного зимнего утра, а какие передают тревогу вчерашнего вечера? Заполните эпитетами таблицу.
Утро Вечер
Вывод. Положительных эпитетов намного больше, они передают чувство радости, счастья. Эпитеты помогают поэту описать прекрасную картину, которая окружает героя стихотворения, а читателям помогают лучше представить эту красоту.
4 группа. Проведите эксперимент: замените в последней строфе слово «навестить» словом «посетить». Как изменится в связи с этим смысл строфы?
Для справок:
навестить – значит пробыть недолго (навестить приятеля, друга);
посетить – прийти куда-нибудь, к кому-нибудь (посетить музей).
Вывод. Природа у Пушкина оживает, превращается в милого друга, в гостях у которого хочется задержаться.
5 группа. Какие слова в стихотворении «Зимнее утро» говорят о времени совершающихся событий? Какая часть речи помогает определить время в стихотворении?
Расположите «события» стихотворения на «временной» прямой, определяя, что происходит сейчас, что происходило в прошлом и только произойдёт.
прошлое настоящее будущее
Для справок: день чудесный; красавица, проснись; вьюга злилась; мгла носилась; лес чернеет; ель зеленеет; речка блестит; навестим поля, леса, милый берег; леса, недавно столь густые.Вывод. Определить время в стихотворении помогают глаголы.
VII. Работа над выразительным чтением.
Учитель. Много раз звучало это стихотворение в исполнении выдающихся артистов. Одни читали его с безудержной радостью, другие – печально и грустно. Как вы думаете, чего же всё-таки больше в этом стихотворении: радости или печали? (Ответы учащихся)
Давайте вместе прочитаем удивительные пушкинские строки. Каждый из вас по очереди прочтёт по одной строфе, пытаясь передать свои чувства.
Читает наизусть подготовленный ученик.
VIII. Обобщение изученного, рефлексия.
Учитель. Наше знакомство со стихотворением «Зимнее утро» подходит к концу. Сколько раз зимнее утро сменялось весенними днями, летние вечера осенними ночами, а произведения Пушкина до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Согласны ли вы с писателем Фазилем Искандером, который назвал это стихотворением «средством от простуды» и даже от депрессии? (Ответы учащихся)
IX. Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ»
Гаркович Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Пинковичи2017