Конспект урока литературы в 6 классе по теме А.С. Пушкин. Зимнее утро — это гимн родной русской природе


Конспект урока литературы в 6 классе по теме
"А.С. Пушкин. Зимнее утро - это гимн родной русской природе"
Цель урока: Познакомить детей со стихотворением. Расширить представление о Пушкине – художнике, осознать его способность видеть в привычных явлениях и фактах красоту окружающего мира, любоваться этим миром, делиться с нами радостью бытия.
Методы, приемы и формы работы: Вступительное слово учителя; выразительное чтение; беседа по стихотворению; сопоставление двух картин природы.
Наглядность: Иллюстрации с изображением солнечного зимнего утра и вечерней непогоды.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя:
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда маленький Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких стихотворений – «Зимнее утро». «Зимнее утро» - это гимн родной русской природе. Мы прочитаем замечательное по своей живописной выразительности, прекрасное по своим природным картинам стихотворение А.С. Пушкина.
3. Учитель выразительно читает стихотворение.
4. Проводится беседа:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным, веселым, бодрым)
- На основании чего вы сделали вывод о настроении, выраженном в стихотворении? (В стихотворении сказано, что «день чудесный» и что «друг прелестный». В стихотворении красиво показана зимняя природа)- А что значит хорошее настроение? Как оно проявляется? (Это когда тебе хорошо, весело, когда радуешься)
- В чем же выражается настроение, хорошее или плохое? Как о нем узнают другие? Ведь не ходите же вы, постоянно повторяя: «Мне хорошо, мне весело» или «Мне скучно, мне плохо, у меня ужасное настроение». (Настроение выражается в том, как человек относится к другим, как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир)
-Попробуем теперь на этой основе доказать, что «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Ответим на вопрос: К кому обращена первая часть стихотворения? (К любимой, к другу)
-Какие обращения использует поэт? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
-Какой вывод можно сделать? Как относится поэт к любимой, к другу?
(С особой лаской, с задушевностью, с нежностью)
-О каком настроении поэта говорят эти строки? (О хорошем настроении, о счастье, которое переполняет душу поэта, о радости)
-Какие картины рисует в следующих частях поэт? (Картины вечерней непогоды и солнечного утра)
-Давайте проведем следующую работу.
5. Работа с текстом стихотворения:
Учитель предлагает детям открыть тетради. На доске появляется следующая запись:
Зима
Солнечное утро Вьюжный ветер
На доске висят иллюстрации, которые помогают наглядно проводить сопоставление.
Дети заносят таблицу в тетради. Начинается работа.
-Как сказал Пушкин про небо в утренний день? («Под голубыми небесами» , т.е. небо голубое, чистое, светлое)
-А как сказано про вечернее небо? («Мутное небо»)
-Что значит «мутное»? Т.е. какое? (Серое, мглистое, с тучами)
-А какие тучи в стихотворении? (Мрачные)
-Правильно! Запишите это в таблицу.
-Как говорит Пушкин о луне? («Луна, как бледное пятно»)
-Что противопоставляется луне в ясный день? (Солнце)
-Какое оно? (Яркое)
-Что на это указывает в стихотворении? (Все блестит: снег, речка подо льдом)
-Какая из картин говорит о покое, тишине? (Картина солнечного утра)
-Что об этом говорит? (Глаголы покоя, неподвижности: лежит, блестит, чернеет)
-А какие глаголы использует Пушкин в картине непогоды? (Злилась, носилась. Это глаголы движения, не покоя)-Какие эпитеты используются в первой, а какие – во второй картине? (В первой картине: чудесный, прелестный, голубые, великолепные, милый, веселый. Во второй картине: мутное, бледное, мрачные, печальная)-Давайте посмотрим, что у нас получилось, и сделаем вывод о настроении поэта.
Запись в тетради и на доске.
Зима
Солнечное утро Вьюжный ветер
Небо – голубое, чистое, светлое.
«Под голубыми небесами». Небо - мутное, серое, мглистое, с тучами
«На мутном небе мгла носилась».
Солнце – яркое.
«Блестя на солнце, снег лежит»
«И речка подо льдом блестит» Луна - бледная, желтая.
«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»
Покой, тишина (лежит, блестит, чернеет - глаголы покоя) Шум, свист ветра, движение (злилась, носилась – глаголы непокоя)
Эпитеты: чудесный, прелестный, голубые, великолепные, милый, весёлый Эпитеты: мутное, бледное, мрачные, печальная.
Чувства: радость, желание двигаться Чувства: грусть, печальное настроение
Вывод: В солнечное утро у поэта приподнятое настроение. Он радуется, ликует. «Чудесный день» вызывает желание соприкоснуться с природой, подвигаться и «… и навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня».
-Хорошо. Но подумаем над строчками четвертой строфы («веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки… Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?...». Какие отношения изображает поэт со своей подругой? (Дружеские, теплые, простые отношения)
-А какая картина выражает эти отношения? (Картина солнечного утра)
-А что мы можем сказать о настроении поэта в непогоду? (Поэт вспоминает вчерашнюю непогоду, когда вьюга злилась, небо было мутным, луна – бледным пятном, которое желтело сквозь мрачные тучи)
- Эта картина вызывает в душе поэта грустное, печальное настроение.
Выводы такие заносятся в таблицу.
6. Д/з: Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».