«Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Дата:
Класс: 9

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется сатира писателя, вспомнить разновидности сатиры, в частности гротеск, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, к изучению русской литературы.
Формы контроля: выделение художественных средств.
Оборудование: текст произведения, портрет писателя.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
Актуализация опорных знаний учащихся. Реализация домашнего задания
Опрос по жизни и творчеству М. Булгакова.
-Где и когда родился писатель?
- Каково было его отношение к революции 17 года? Как это отразилось на его творчестве?
- Когда была написана повесть «Собачье сердце»? Когда она впервые увидела свет? Почему? (Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году, ее запрещали).
- Какой Эксперимент осуществлял профессор Преображенский и доктор Борменталь ? (эксперимент операция по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками) - Сформулируйте тему и основную мысль повести? (главная тема произведения изображение нравственной и социальной трансформации человека и общества - Какие проблемы, поднимаемые Булгаковым вам кажутся фантастическими, а какие реальными? (все проблемы реальны, и до сих пор проявляются в нашем обществе в той или иной степени; неготовность народа империи к резкому переходу в социалистическое государство, то есть к Революции - Охарактеризуйте образ профессора Преображенского (см. предыдущий урок) Прототипом литературного персонажа профессора Ф. Ф. Преображенского является В. Я. Данилевский, академик, директор Органотерапевтического института, основанного в 1919 году - Что такое сатира? гротеск? Как они используются в повести?
(учащиеся отвечают на вопрос, подтверждая свои суждения примерами из текста. вопрос был задан на проработку дома)

Дополнение учителя. Обобщающее слово.
(определения записываем в тетрадь)

сатира - отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

гротеск - вид художественной о
·бразности, комически или трагикомически, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма (нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике).


Интересно: Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина Зиновьев и т. д.

В условиях советского времени М. Булгаков остался истинно русским писателем, исповедующим верность традициям русской классики. В его произведениях продолжают развиваться гоголевские традиции сатиры, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое.
Содержание повести «Собачье сердце» (1925) представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности».
Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета - история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина. (Люмпен - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], введённый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для обозначения низших слоёв [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], уголовные элементы, алкоголики и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен  это лицо, не имеющее никакой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Люмпены  деклассированные элементы, люди без социальных корней, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью).
Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников, заманивает с помощью колбасы к себе домой собаку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза.
Превращение Шарика в Шарикова и всё, что за этим последовало, предстаёт у М. Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного большевистского гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Та же ситуация обнаруживает абсурдность другой, не менее популярной, хотя, казалось бы, мало совместимой с первой, мысли о необходимости и возможности создания нового человека.
В результате фантастической операции, наделяющей Шарика «всем», происходит вытеснение благодарного, привязчивого, верного, смышлёного пса, каким он является в первых трёх главах повести, тупым, способным на предательство, неблагодарным и агрессивным люмпеном, который хочет занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом агрессивности люмпена.
Композиционный прием получает сюжетное развитие, основанное на совмещении реального и фантастического. Фантастическое в повести не имеет определяющего значения, а становится лишь средством анализа социальных явлений.
Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен комически переиначенный мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются ввиду существования провокатора - представителя власти Швондера, стремящегося «уплотнить» профессора, отвоевать у него часть комнат. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.
При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.
Реальность повседневной жизни России 20-х годов, сатирически отображённая, мастерское использование фантастики, обнаруживающей абсурдность современности, сделали «Собачье сердце» М. Булгакова «непревзойдённой в своей неповторимости» произведением русской сатиры ХХ века.
Подведение итогов урока.
Рефлексия: - Сегодня я узнал, что
- Сегодня мне удалось..
- Сегодня у меня не получилось., потому что
Выставление оценок.

15