Доклад по теме Социализация личности
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида № 13»
Социализация личности
(доклад)
Учитель технологии
Полномошнов
Виктор Владимирович
Юрга
Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.
Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятие. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования. Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд.
Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых. Таким образом, образование решает задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Производительный труд в школе способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду.
На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качества, как потребность в труде, трудолюбие.
Намного повышается эффективность производительного труда, когда учащиеся с интеллектуальной недостаточностью организованы на совместную деятельность.
Если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников, будет более успешной.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.
Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка. Большая часть моих выпускников в дальнейшем продолжают своё обучение в системе ПУ.
В своей работе я создал систему по организации обучения столярному делу детей с интеллектуальным недоразвитием, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, подготовку работников физического труда способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний. Для успешности в обучении, каждому ученику оборудовал одинаковые оптимальные условия труда, расположив весь необходимый разметочный и рабочий инструмент. Разработал и изготовил рабочий стол-верстак, изготовил все образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Создал систему хранения всего наглядного материала и работ учащихся по классам. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству, что впоследствии способствует успешной социальной адаптации выпускников нашей школы.
По программе I варианта В.В. Воронковой, разработал рабочую программу профессионально - трудового обучения по профилю «Столярное дело» для 5-9 классов с учётом национально-регионального компонента и психофизических особенностей каждого классного коллектива. В процессе урока развиваю и корригирую основные психические функции воспитанников, создаю коррекционную направленность уроков. При выполнении практических заданий в группах и звеньях комплектую их так, чтобы занятия проходили с наибольшей отдачей и оптимальной нагрузкой на ученика. Для этого делю учащихся на подгруппы в зависимости от интеллектуальных особенностей и возможностей учащихся. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля, учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни. Во время занятий создаю морально-психологический комфортный климат. Осуществляю мониторинг качества обученности воспитанников по профилю «Столярное дело». Для этого разработал четвертные и годовые контрольные работы с 5 по 9 класс, состоящие из теоретической и практической части, по итогам которых отслеживаю уровень усвоения знаний, профессионально-трудовых навыков, умений по теоретической и практической деятельности каждого ученика и всего класса. По результатам экзаменационных работ средний показатель обученности составил 4,6 балла. О высоком уровне обученности по профилю «Столярное дело» свидетельствуют результаты конкурса, на котором учащиеся заняли призовые места (Грамота прилагается). Организовал постоянно действующую выставку изделий учащихся.
Как заведующий мастерской, постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета, систематизацией накопленного дидактического и коррекционно-развивающего материала по предмету.
15