Разработка урока по русскому языку на тему Имена числительные простые, сложные и составные
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перенская средняя школа»
Разработка урока по русскому языку
Тема: "Имена числительные простые, сложные, составные"
(6 класс)
УМК “ Русский язык” 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Тип урока: открытие нового знания
Метод обучения: исследовательский
Учитель: Т.А. Козырева,
1 кв. категория
2014 - 2015
учебный год
Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2014.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждатьаргументы фактами.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
(К – коммуникативные,
Р – регулятивные,
Л – личностные,
П – познавательные)
1) Организационный момент
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока. Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок)
1.Учитель: Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник - открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости - симпатичные и добрые учителя нашей школы. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит потрудиться.
Девиз урока:
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь»
2. Психологический тренинг «Лучик счастья»
Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успеха.
Учитель: Я желаю вам хорошего настроения! И с хорошим настроением начнем урок. Поощрительный приз за каждый правильный ответ – один «ум», победит тот, кто наберет больше «умов».
Подготовка к уроку.
Подготовка к работе в парах. К – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
Л – мотивировать свою деятельность, настраиваться на работу.
2). Актуализация знаний, создание проблемной ситуации. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Проверка домашнего задания.
1) Фронтальный опрос-беседа.
- Что такое имя числительное?
- Как фамилия ученого, который впервые назвал числительное самостоятельной частью речи?
- На какие разряды делятся имена числительные?
- В чем разница между ними?
- Какими членами предложения могут быть имена числительные?
2) Мини-проект "Мое любимое число"
3) Найди третье лишнее. Докажи
Семь, седьмой, семёрка.
Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.
Трёх, трояк, третьего.
Девятка, девятого, девятому.
Сотый, столетний, сто.
Двух, раздваиваться, два.
Отвечают на вопросы.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? и какой?
Ломоносов М.В.
На количественные и порядковые.
Имена числительные могут быть любыми
членами предложения.
Сообщение учащегося
Работа в парах (пишут на листах, итоги работы – на доску). Взаимопроверка между парами
Семёрка.
Двенадцатиметровый.
Трояк.
Девятка.
Столетний
Раздваиваться
Взаимопроверка между парами К – выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
П – выполнение логической операции
Р - выявление причин затруднения, определение границ знания и незнания.
3).Изучение нового материала. Цель этапа: формулирование темы, определение цели деятельности на уроке, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Распределительный диктант
- На карточках записаны имена числительные:
Два, пятьдесят, тридцать три, двадцать девять, шесть, восемь, пятнадцать, пятьсот, сто семьдесят три, пятисот тысячный, семьдесят, сто двадцать пятый.
- Разделите эти числительные на 3 группы. По какому признаку вы разделите эти числительные?
Если бы вам предложили поделить числительные на две группы, то на какие группы вы их делили?
2. Давайте вместе сформулируем тему урока и поставим цели?
3. Работа с теоретическим материалом учебника.
Стр. 242, пункт 1 правила, упр. 593
4. Работа с рубрикой «Возьмите на заметку…». Послушайте сообщение товарища и ответьте на вопрос: В современном русском языке эти числительные считаются простыми или составными? Опираясь на эти сведения, объясните, почему в слове одиннадцать пишется две Н?
5. физкультминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья. Работают в парах с последующей взаимопроверкой.
Делят по группам: в 1-ю группу войдут числительные, которые состоят из одного корня, во 2-ю – те, которые состоят из двух и более корней, а в 3-ю – те, которые состоят из двух и более слов.
Количественные и порядковые
Простые, сложные и составные числительные. Научиться их различать. Продолжить работу над коллективным проектом.
Работают с теоретическими сведениями учебника в парах.
Сообщение учащегося:
Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так .... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.
Отвечают на вопросы.
П - поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
К – взаимодействие в группе, представление результатов деятельности в паре, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Р – удерживать цель деятельности до получения результата.
П - работа с информацией; самостоятельное добывание знаний.
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
. Распределительный диктант.
- Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные.
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, восьмидесятый, девяносто, сто тридцать, триста сорок восемь, два, двенадцать, две тысячи шесть, восемьсот пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать два, один миллион триста сорок пять тысяч восемьсот тридцать два.
- Задание, связанное с литературой. В названии литературных произведений присутствуют числительные, распределите их по колонкам, с которыми работали в течение урока.
«Белоснежка и семь гномов», «Вокруг света за восемьдесят дней», «451 градус по Фаренгейту», «Три сестры», «Один день из жизни Ивана Денисовича", «Два капитана», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Двенадцатая ночь», «Сорок первый», «Двадцать тысяч лье под водой», «Семнадцать мгновений весны», «Тридцать восемь попугаев» Работают в парах. Делят по группам предложенные числительные. П - анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование .
К - выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
Л - оценивание усвоенного содержания
Р - контроль, коррекция, оценка
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Где можно применить новые знания?
2. Оценки
- Оцените свою работу на уроке. Работу пары.
Д. з. П - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л - самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
К - выражение своих мыслей