Урок русского языка для 6 класса: «Имена числительные простые, сложные, составные»
Урок русского языка в 6 классе.
Автор разработки: учительница первой
квалификационной категории
МОУ «Кульшариповская СОШ»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Назипова Файруза Ахатовна.
Тема: «Имена числительные простые, сложные, составные».
Цели: 1) образовательная: дать понятие о простых, сложных, составных именах числительных; учить разграничивать числительные по составу; учить связывать числительное с именем существительным;
2) развивающая: формировать умения рассуждать и выделять главные признаки простых, сложных, составных числительных; развивать способность учащихся к обобщениям на теоретическом уровне; расширять словарный запас, развивать орфографические навыки и творческие способности учащихся;
3) воспитательная: воспитывать здоровый образ жизни и любовь к спорту.
Оборудование: учебник, опорные таблицы, проектор, экран, слайды о спорте.
Лексическая тема: «Спорт и здоровый образ жизни».
Предварительная подготовка: 1) подготовить сведения из истории числительных; 2) составить небольшой рассказ на тему: «Как я занимаюсь спортом», используя имена числительные.
Эпиграфы: «Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен».
«Подготовка, тренировка
К мастерству нас приведут.
Станет сильным, станет ловким,
Только тот, кто любит спорт!»
Ход урока.
Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
-Ребята, давайте вспомним пройденный материал об именах числительных, проведём небольшую беседу. Расскажите, что называется именем числительным, какие разряды числительных вы знаете?
- Какие части речи, кроме числительных, имеют числовое значение?
- Какова синтаксическая роль числительных в предложении?
- Каким членом предложения являются числительные в данных предложениях:
1) Девять альпинистов разбили лагерь у подножия горы.
2) Наша футбольная команда два года подряд одержала победу среди игроков 2002 года рождения.
3) Вот уже три года я занимаюсь в конноспортивной школе.
- Ребята, какой общей темой связаны данные предложения?
- Темой спорта.
- Значит, усваивая новый материал, мы будем общаться на тему: «Спорт и здоровый образ жизни».
III. Анализ языкового материала и объяснение новой темы.
Работа над опорной таблицей.
- На сколько групп по составу делятся количественные и порядковые числительные?
- Сколько корня у простых числительных?
- А сколько корня у сложных числительных?
- Какую особенность имеют составные числительные? Прочитайте примеры из таблицы.
- О каких группах числительных по составу мы узнали?
- О простых, которые имеют один корень; о сложных, имеющих два корня; о составных, которые состоят из двух и более слов.
- Следовательно, это и есть тема нашего урока. Молодцы, вы сами объяснили его. А теперь откройте тетради, запишите число и тему.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Работа с учебником. Беседа по тексту упр. 571.
- Скажите, почему автор дал тексту название «Цена лени». Согласны ли вы с мнением автора?
- Может ли человек с семилетним образованием справиться со сложной техникой?
Выполнение письменного задания к тексту (по два ученика выходят к доске, разбирают числительные по составу, определяют группу по составу).
2. Составление словосочетаний «числительное + существительное».
а) раскрыть скобки и составить словосочетания.
Два (футболист) – шесть (футболист), три (команда) – семь (команда), четыре (конькобежец) – восемь (конькобежец).
Один(?)адцать (пловец), тысяча семьсот (болельщик), шесть (гол), девять (очко), семь (игра), восемь (приз), пятьдесят два (тренер), пятьсот мил(?)ионов (человек).
- В каком падеже и числе употребляется существительное, если числительное стоит в именительном падеже?
- Какие орфограммы можно выделить в этих числительных?
- Орфограмма «Удвоенная согласная в числительных одиннадцать, миллион, миллиард».
б) сообщение учеников из истории числительных;
- Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
- Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать;
миллион, миллиард.
Физкультминутка.
- Вспомним орфограмму « мягкий знак в числительных». (Ученики рассказывают правило.)
3. Применим правило о правописании мягкого знака в числительных, запишем цифры словами, одновременно распределяя их в три колонки: а)простые, б) сложные, в) составные. (Сильные ученики записывают составные, средние – простые и сложные.)
9, 777, 568, 18, 932, 20, 60, 89, 16, 30, 615, 500.
- Составьте словосочетания, используя эти числительные и существительные, данные слева: неделя, декада, квартал, минута, секунда.
Укажите главное и зависимое слово.
- А теперь, ребята, составьте словосочетания «порядковое числительное + существительное», тоже укажите главное и зависимое слово.
Вывод. Читаем правило из учебника, стр.231.
V. Срез знаний. Решение тестовых заданий.
VI. Просмотр слайдов «Спортивная жизнь нашей школы».
VII. Творческая работа. Составление небольших рассказов на тему: «Как я занимаюсь спортом».
VIII. Домашняя работа. Составить диалог о режиме дня, используя вопросы упр.575.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Для чего нужны имена числительные?
- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле (Учитель читает эпиграф о числительных.)