Конспект урока по изобразительному искусству по теме: « Весенний натюрморт» (2 класс)
Конспект
открытого урока
по изобразительному искусству
по теме: « Весенний натюрморт »
во 2 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Загребельная Э. Р.
Тема: «Осенний натюрморт»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Познакомить с новым жанром живописи - натюрмортом. Дать его определение, повторить правила получения производных цветов и оттенков, простейшие примеры композиции, тоновые разборы; учить самостоятельно работать с красками, свободно их смешивать, правильно пользоваться кистями, палитрой; научить создавать натюрморты, композиции из цветов, овощей и фруктов.
Задачи урока: Знакомить с последовательностью выполнения натюрморта в технике акварель. Развивать психические процессы: внимание, воображение, память, творческие способности. Воспитывать усидчивость, интерес к сложному предмету, аккуратность в работе.
Планируемые результаты:
Предметных УУД
- чётко понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- применять полученные знания и умения в практической деятельности
Личностных:
1. С позиции нравственных ценностей оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие».
2. С позиции нравственных ценностей объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо).
3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
4. Воспитание уважительного отношения к своему творчеству и творчеству других людей.
5. Развитие эстетические чувства и чувства прекрасного на основе знакомства с работами мировых художников.
Познавательных:
1. Самостоятельно находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные:
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Использовать учебник, работать по предложенному плану.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные:
1. Уметь высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Оборудование: открытки или репродукции натюрмортов, созданные художниками, настоящие фрукты (яблоко, груша, виноград, слива), таблица «Последовательность выполнения натюрморта в технике акварель», работы учащихся.Для учащихся: альбом, палитра, ёмкость для воды, акварель, простой карандаш, ластик, кисти (белка).Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок
Начнём, пожалуй, мы урок!
Будем сегодня мы наблюдать,Делать выводы и рассуждать.Чтоб каждому впрок пошёл наш урок,Включайся в работу активно, дружок!
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, назовите хроматические цвета (Синий, красный, голубой, зелёный, фиолетовый, оранжевый, жёлтый) .
- Назовите ахроматические цвета (Белый, серый, чёрный)
- Как получить производные цвета? (жёлтый + синий = зелёный, красный + жёлтый = оранжевый, красный + синий = фиолетовый).
Сообщение темы и цели урока
— Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются склевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта не сохранилась. А рассказ о ней превратился в легенду.
- На этом уроке мы познакомимся с одним из жанров живописи – натюрмортом. Узнаем, что обозначает это слово, рассмотрим картины художников, писавших натюрморты, и сами нарисуем натюрморт.
Изложение нового материала.
- Ребята, послушайте стихотворение
Если видишь на картине
Чайник с блюдцем на столе,
Или квас в большом графине,
Вазу, розу в хрустале,
Или глиняную чашу,
Или персик или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Работа со словарём.
- Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое натюрморт.
Название «Натюрморт» произошло от французского языка и обозначает «мёртвая природа». Изображали в натюрмортах мир вещей, утвари, орудий труда, плодов, цветов. Этот жанр раскрывает особенности предметов и вещей, характеризует их владельца, а иногда способствует лучшему пониманию мировоззрения и особенностей уклада той или иной эпохи.
Натюрморты могут быть выполнены в различных техниках: мозаикой, фреской, маслом, темперой, акварелью, гуашью, пастелью, цветными и простыми карандашами, тушью.Рисуют художники очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь. Натюрморт, хотя его название и означает «мертвую природу», на самом деле как бы отражает жизнь вещей, а через них — и жизнь людей, определенную эпоху.
Работа с картинами.
- Ребята, сейчас я покажу репродукции картин художников, работавших в жанре натюрморта. Слово «репродукция» латинского происхождения и обозначает воспроизведение полиграфическими(печатными) и другими средствами произведений изобразительного искусства.
Учитель демонстрирует репродукции натюрмортов художников: П. Сезан «Натюрморт с драпировкой», А. Матисс «Красные рыбы», В.Ф.Стожаров «Нактюрморт с рябиной», Ф. Снейдерс «Фрукты в чаше», И.И.Машков «Снедь московская: хлебы», Ж.Б.С. Шарден «Атрибуты искусства», Ю. Бименов «Одидание», Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян – цветочные натюрморты.
- Ребята, что изображено на этих репродукциях? (Цветы, фрукты, овощи, цветы, посуда, вещи)
- Как вы думаете, можно ли, глядя на изображённые на картине предметы, рассказать о человеке, живущем в этой комнате? (Работа Ю. Бименова «Одидание»)
Каждый пишет, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Б. Окуджава
- Посмотрите и выделите главные детали в показанных натюрмортах. Как вы думаете, каким способом эти детали выделены из общей массы предметов? (Главные предметы находятся в центре, крупно прорисованы, светлее или темнее по сравнению с другими, на них акцентируется внимание)
- Теперь обратим внимание на те фрукты и овощи, которые лежат у меня на столе. Для нашего занятия возьмём яблоко и грушу. Давайте сравним их форму и цвет. (Яблоко- круглое, жёлто-коричневое. Груша - вытянутая, золотисто-коричневая. По сравнению с цветом груши цвет яблока более светлый и имеет зеленоватый оттенок)- Что светлее - яблоко или груша? (Яблоко)
- Как вы думаете, какой фон лучше выбрать для изображения этих фруктов, чтобы создалось ощущение солнечного, тёплого дня? (Учитель демонстрирует два лоскута ткани: зелёной и синей, предлагая детям выбрать более подходящий цвет)
- Фрукты светлее или темнее фона? (Светлее) 9Учитель выставляет на столе, накрытом тканью, композицию из яблока и груши.
- Ребята, что изменится, если мы уберём ткань со стола, и фоном будет служить коричневый цвет? (Тоновые отношения)
- Разберите теперь по тону весь натюрморт (Самое тёмное - стол, светлее - фон, ещё светлее – яблоко)
- Какой формат лучше выбрать для этого натюрморта – горизонтальный или вертикальный?
(Учитель на доске рисует композицию натюрморта, объясняя, что фрукты должны занимать большую часть плоскости, не казаться маленькими, смещёнными влево или вправо, вверх или вниз)
- Натюрморт перед вами. Теперь попробуем его нарисовать.
Физкультминутка
- Я буду вам показывать карточки, на которых будут изображены произведения разных жанров, а вы, должны сообщить мне, что это за жанр изобразительного искусства. Но сообщить нужно не словами, а действиями: натюрморт – прыгнуть вверх, пейзаж – хлопнуть в ладоши, портрет – присесть.
VI. Практическая работа
Организация рабочего места.
Повторение правил работы карандашами и красками
Этапы работы
VII.Итог занятия
Демонстрация и анализ готовых работ учащихся
Итоговая беседа:
- Что мы рисовали на уроке?
- Что означает слово «Натюрморт»?
- Что такое репродукция?
- Картины каких художников вам понравились больше всего? Как они называются?