Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Мамин портрет»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
по изобразительной деятельности
«Мамин портрет»
Составитель:
Костина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Луч»
г. Нижний Новгород
2016 г.
Цель:
Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
Методическое обеспечение:
У педагога плакат с женским портретом, мел для рисования, схемы лица. У детей лист бумаги (формат А-4), карандаши, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание портретов художников и поэтов.
Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека»
Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови по имени», прочти стихотворение или слова из песни и т.д.
Ход занятия:
«Простое слово»
На свете добрых слов
Живёт не мало,
Но всех добрее и важней – одно:
Из двух слогов
Простое слово «мама»,
И нету слов роднее, чем оно!
- Ученики, сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. У каждого своя, единственная мама и черты лица разные. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье. И каждый знает, что то необычное в лице мамы.
Портреты бывают:
В полный рост
Портрет головы
По пояс
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.
Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.
Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим женский портрет Русского художника Карла Брюлова, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.
- Какой они формы? (овальные с острыми уголками).Воспитатель рисует мелом на доске овал лица и посередине его еле заметный глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза и намечает четко размещение двух глаз .Внутри глаза кружок и маленький зрачок.
- Какие глаза у бывают по цвету у людей?Учащиеся отвечают педагогу.
- Что находится над глазами? (брови).
Это дугообразные полосы.
А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно пользоваться палитрой и выделить нос слегка затемненным тоном. А губы, имеющие разную форму, расположены немного ниже носа и могут много подчеркнуть о настроении.
- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, формы глаз, носа и губ, портрет мамы чем-то схож, нужно только приблизиться к портретному сходству. При рисовании прически, педагог предлагает приблизиться к нужному цвету, но оттенять волосы, показать их блеск светлыми тонами.
- Портрет своей мамы вы нарисуете – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).
- Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.
Игра «Какая?».
Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.-А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком кисти.
Педагог помогает вспомнить какие украшения носит мама.
Все ученики старательно рисуют, педагог оказывает помощь.
В конце занятия выставляю детские работы на стенде.
- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?
Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.
- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.
Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.
Я протру стекло и раму,
Потому что в раме-мама.
Дочиста протру я раму:Очень уж люблю я маму!
Уборка рабочих мест и прощание.
-Молодцы, все хорошо поработали!
-Наступила пора прощаться и уборка рабочих мест. (ученики прибирают свое рабочее место).
-Всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!