Конспект урока по технологии на тему Композиция на плоскости из засушенных листьев

Урок технологии во 2 классе
Учебный предмет: технология
Класс: 2
Автор учебника: Н. М. Конышева
Тема урока: Композиция на плоскости из засушенных листьев
Дата проведения урока: 14 октября 2014 г.
Продолжительность урока: 45 минут
Место проведения: МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Учитель: Будникова Любовь Ивановна
Тема
Композиция на плоскости из засушенных листьев

Цели

Образовательные: сформировать представление о взаимосвязи предметов в композиции, обучать работе по алгоритму.
Способствовать развитию внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру труда.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия
композиция, деталь

Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство

Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная работа


Этапы урока
Деятельность педагога
УУД

I.Организационный момент
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности

Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
- А теперь проверим готовность к уроку и повторим правила рабочего человека.
1. Содержать своё место в порядке.
2. Все необходимые инструменты и материалы держать на краю парты.
3. При необходимости обращаться за помощью к учителю.
4. Не мешать во время работы одноклассникам.
5. Закончил работу – убери рабочее место.
- Какие инструменты нам понадобятся? Давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Личностные:
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
- знать основные моральные нормы поведения;
- соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место
Коммуникативные:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других;


II. Актуализация знаний
Цель этапа: обобщить знания детей о композиции.










Ш. Определение темы урока, постановка цели
Цель: учить определять тему урока, формулировать цель.















IV. Постановка проблемы.

V. Работа над планом составления композиции
Цель: формировать умение составлять композицию








- Ребята, давайте вспомним, что такое композиция?
Композиция – это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину.
Композиция – это рассказ, в котором все части связаны между собой.
Форма, цвет, расположение деталей могут многое рассказать без слов.
- Мы с вами уже составляли композицию из фигурок оригами. Давайте вспомним, какие ошибки были допущены при составлении композиции?
1. Изображение слишком мелкое или сдвинуто в сторону, вниз. Много пустого места.
2. Вместо картины – отдельные элементы, которые равномерно заполняют фон, но плохо связаны между собой.
3. Изображение слишком велико для фона, фигурка как будто «вылезает» из картины.
- Постарайтесь сегодня на уроке не допускать ошибок.

- А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.
На мою ладошку лист похож у клёна.
Осенью оранжевый, летом он зелёный.
Словно пёрышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты.
У каштана – словно опахало.
Было листьев очень много летом.
Осенью их очень мало стало. (Н. В. Нищева)
- Ребята, кто из вас может определить тему урока?
(Композиция из засушенных листьев)
- Откройте учебник на с. 44. Уточните тему урока.
- Какую цель поставите?
(Будем составлять композицию из засушенных листьев, цветов)
Итак, наша задача на сегодняшний урок – сделать правильную композицию из тех засушенных растений, которые вы заготовили и принесли на урок.
- Посмотрите, сколько разных листьев и мелких цветов вы заготовили! Какие молодцы!
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Что на что похоже». Вы возьмёте какой-либо листочек и подумаете, на что или на кого он похож. На раздумье вам - 30 секунд. (Дети показывают лист и говорят, на что он похож. Остальные учащиеся оценивают фантазию)
- Ребята, рассмотрите составленные композиции в учебнике на с. 46-47. Что общего в них вы заметили? Какого цвета картон больше подойдёт для фона? Можно ли взять жёлтый, оранжевый цвет? Почему?
- Как правильно составить композицию?
Хорошо, если в композиции будет один «тяжёлый» элемент: самый крупный, плотный (это может быть один большой лист, цветок или несколько мелких, расположенных близко от друга). Его лучше разместить внизу листа (но не у самого края). Это «земля». Выше будет «небо»; здесь больше простора, воздуха, детали вверху должны быть помельче.
- А сейчас повторим алгоритм работы (учебник, с. 47)
Порядок работы
Придумай и составь композицию.
Каждую деталь композиции по очереди намажь клеем, подложив листочек бумаги.
Уложи деталь на своё место в композиции и пригладь через бумагу.
Готовую работу положи под груз до высыхания.
Физминутка
Познавательные:
- формирование представления о форме, цвете, композиции
- извлечение необходимой информации из рассказа учителя.
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним выполнять задание.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Познавательные:
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Познавательные:
- извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
-понимать заданный вопрос, определять тему урока.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные:
- осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные :
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные:
Прогнозирование (предвосхищение результата), формулирование проблемы – для чего будем исследовать
Познавательные:
– анализ объектов с целью выделения признаков и классификации;
– самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели

VI. Практическая работа.
Цель этапа: обучение работе по плану
VII. Рефлексия
Цель этапа: формировать у школьников самооценку.

VIII. Выставка работ

-А сейчас вы превратитесь в волшебников. Обычные листочки от деревьев превратите в чудесную картину. Давайте проявим аккуратность и старание.


Ко дню торжества не покупай подарок дорогой.
Вручи подарок, сделанный своей рукой.
В таком сувенире тепло твоих рук.
Поверь, непременно оценит твой друг.

- Как вы думаете, можно ли ваши картины подарить кому-то?
- Есть ли в ваших работах ошибки, о которых мы говорили в начале урока?
- У всех ли выполнена работа аккуратно или есть замечания?
- На что необходимо обратить внимание в следующий раз?

Регулятивные :
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану
- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;
Познавательные :
– делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Регулятивные:
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения


15