Урок по ИЗО в 1 классе на тему Осенний пейзаж


20.10.2016
Тема: Рисование осеннего пейзажа
Цели: учить детей видеть изменения в природе, передавать их в рисунках, соблюдая колорит, характерный для «золотой осени». Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Учить создавать образы деревьев, кустарников, травы с помощью предложенной техники. Развивать речь, память, мышление. Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Оборудование: выставка репродукций с изображением осенних пейзажей, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», листы бумаги формата А-3 на пару детей, подкладные листы, салфетки, кисточки, краски акварельные, листья деревьев (дуб, клён, берёза, тополь, и т. п., аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень»
Ход урока
1 Орг. момент
«Собрались все дети тут,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Цели и задачи урока
УЧИТЕЛЬ :Ребята, я знаю, что вы любите загадки? Слушайте: «Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья»?
Дети: «Осень!»
- Вы правильно догадались, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (Об осени)
- Как вы думаете, какие у нас с вами цели и задачи урока?
- Чему мы должны научиться?
- Что нам для этого нужно?

3.Беседа
УЧИТЕЛЬ : А что вы знаете об осени? Докажите мне, что сейчас осень! (Дети называют признаки осени).
- (похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)- Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?(ответы детей)

УЧИТЕЛЬ : Да, ребята, осень – чудесная и удивительная пора! Это немного грустное, но и прекрасное время года. Осень – любимое время многих поэтов, художников, музыкантов.  Многие поэты, писатели, композиторы, художники посвящали ей свои замечательные произведения, они восхищались красотой осени.  Знаменитых художников-пейзажистов вдохновляла Госпожа Осень и ими были созданы в ее честь картины с чудесными осенними пейзажами.
Давайте представим, что мы находимся в художественной галерее.  Осень для многих великих художников является темой творчества. Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.) -   один из самых известных художников, который так любил писать осень. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является «Золотая осень». Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины   И. И. Левитана «Золотая осень».
- Что изображено на картине?
- Знакома ли вам эта картина?- Как зовут художника?- Название репродукции? 
- Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на эту репродукцию? Какие краски использовал художник, какой период осени изображён?
УЧИТЕЛЬ: На картине Левитана "Золотая осень" (1895), изображен березовый лес, наряд у него ярко-желтый и охристо-оранжевый . Трава приобретает тусклые оттенки. Небо более глубокого серо-синего цвета.

- Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать осеннийпейзаж.- Кто из вас знает, что такое пейзаж?(ответы детей) 
УЧИТЕЛЬ : Пейзаж - это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.(родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)- Пейзаж можно рисовать с натуры, например, выехать на природу, а можно придумать самому.
А сейчас я вас познакомлю с отрывком «Осень» из книги Г. Скребицкого «Четыре художника»
Для своей работы Осень, как художник, взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну и Могучий дуб одела в медную кованую броню. Густые, развесистые липы нарядила в убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Довольна Осень своей работой!
Беседа по прочитанному.
УЧИТЕЛЬ : Как раскрасила Осень деревья, кусты? Какие краски использовала?
УЧИТЕЛЬ : Ребята, мы с вами, рисуя осенние пейзажи, какие будем использовать цвета?
Цвета: -желтый-красный-коричневый-оранжевый-бордовый-серый
- Представьте, что мы идём на чудесную полянку набирать листья !
- Листья клёна, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберём и маме на праздник букет принесём!»
(все встали) ФизминуткаМы - листочки, мы - листочки,Мы - осенние листочки, Мы на веточках сидели, Ветер дунул, полетели - 2 разаИ на землю тихо сели…
Садятся.
4. Объяснение материала
УЧИТЕЛЬ : «Вот сколько чудесных листочков мы насобирали. Рассмотрите внимательно листья. Оказывается, они похожи на деревья – крона, прожилки – веточки, черенок – ствол.
Пейзаж рисовать мы будем необычным способом, который называется «эстамп» - отпечатывание каких – либо предметов на бумаге. Угадайте, какие предметы нам в этом помогут?
Показ учителя
Берём лист дерева, кладём его на подкладной листок, красим его яркой краской с помощью кисточки (можно красить один листик разными красками, краски сольются, и получатся разные и очень необычные оттенки); аккуратно переворачиваем на лист бумаги, прижимаем салфеткой, после чего салфетку убираем; так заполняем весь рисунок. Затем дорисовываем стволы, траву, кусты, небо, солнце, облака.
УЧИТЕЛЬ: Перед работой выполним гимнастику для пальчиков с карандашом, будем растирать карандаш между ладошек и пальчиков
«Карандаш наш, карандаш,
ты помощник, друг ты наш,
помоги нам рисовать,
пальчики свои размять,
чтоб картина получилась,
ну, а мама удивилась».
5. Самостоятельная работа
УЧИТЕЛЬ: Теперь давайте приниматься за работу! Рисовать осенние пейзажи мы будем на отдельных листах формата А3. Работать будем в паре. При работе нужно советоваться друг с другом, работать дружно, сообща и тихонечко.
В начале урока мы с вами говорили, что многие композиторы сочиняли осеннюю музыку. Чтобы нарисовать картину:  у художника есть краски,  у поэтов - слова, у композитора - только звуки.  Но  ими  можно  прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.  Рисовать мы будем под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
(Во время работы учитель помогает, советует, следит за осанкой)
Подведение итога.
Рефлексия. Оценивание.
УЧИТЕЛЬ : Пока сохнут пейзажи, подведем итог.
- Что мы рисовали, что такое пейзаж, каким способом мы его рисовали, понравилось ли так рисовать, какое настроение и т. п.

Рефлексия!
- Чему научились?
- Мне больше всего понравилось/не понравилось…………
- Что получилось / не получилось?
СамооцениваниеУ вас на столах у каждого лежат по 3 листочка. Сейчас вы должны выбрать листочек и «повесить» на дерево.
----- красный листочек - если всё вам удалось на уроке, всё у вас получилось и у вас приподнятое настроение;
----- жёлтый листочек – если у вас получается, но еще не так, как бы этого вы хотели;
----- зелёный листочек – что-то пока не получилось, вы затрудняетесь и еще нужно поучиться.

(Дети прикрепляют листочки на дерево)
Оценивание
- Сегодня хорошо поработала пара ________________
Представьте, что мы с вами, ребята, идём на «полянку», чтобы спеть осеннюю песенку
«Осень, осень, осень снова к нам пришла…»
Спасибо за урок!