Конспект образовательной деятельности на тему Осенний пейзаж в Фиолетовом лесу (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности (ОД)
ФИО педагогического работника дошкольного образования Кирилова Екатерина Андреевна
Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) МБДОУ «Детский сад № 17» ЧМР РТ
Возрастная группа Старшая группа
Методика дошкольного образования (образовательная область) Художественно-эстетическое развитие
Тема занятия «Осенний пейзаж в Фиолетовом лесу»
Используемая образовательная программа (образовательная система) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией «От рождения до школы» Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой; Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича; «Шаг в искусство» авторская парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников С.В.Погодиной.
Программное содержание Образовательные задачи:
- Познакомить с неклассическими способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (гуашь, разнообразные кисти, полиэтиленовые пакетики).
- Учить рисовать гуашью в соответствии с ее спецификой (не смешивать два цвета друг с другом, а только перекрывать).
- Учить рисовать кистью разными способами: широкие линие – всем ворсом, тонкие - концом кисти, наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге с переходом на кончик кисти.
- Закреплять знания об уже известных цветах, познакомить с новым цветом (фиолетовым).
Развивающие задачи:
- Развивать пространственное мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
- развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, чувство ритма в рисовании;
- осуществлять гендерный подход в процессе воспитания и обучения;
- поощрять к высказыванию, активизировать речь.
Воспитательные задачи:
- Вовлекать детей в совместную деятельность;
- развивать этику партнерских взаимоотношений;
- воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Предварительная работа с воспитанниками Беседа с детьми об осени; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций – осенние деревья.
Словарная работа: активизация: осень, осенний Фиолетовый лес; обогащение: «пейзаж», «изображение», «фон», «кроны деревьев», «стволы», «ветки», с эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «Золотая осень». Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) Демонстрационный: Дидактическое пособие В.В.Воскобовича: «Малый Фиолетовый лес», игровое пособие «Лепестки Ларчик» (эталоны цвета), игрушка – гном Фи, сундучок, мишура (дождик), фиолетовая вуаль (органза).
Мультимедийный проектор для показа слайдов.
Раздаточный материал: акварельная бумага (готовый фон), гуашь, малярная кисть, средняя кисть для рисования, листы, салфетки, полиэтиленовые пакеты, вырезные картинки гнома Фи (на каждого ребенка)., влажные салфетки.Музыкальное сопровождение: Чайковский “Времена года”.
Структура занятия Вводная часть ( длительность 3 мин)
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию. Обращение к индивидуальному и коллективному размышлению детей к ситуации «Куда исчезли яркие краски в осеннем лесу?» или «Почему лес Фиолетовый?», «Какой бывает осень?»
Основная часть: (длительность 20 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы: решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, универсальные игровые средства: развивающая среда В. В.Воскобовича «Малый Фиолетовый лес», «Лепестки», сказочный образ гнома Фи., использование пиктограмм
Заключительная часть: (длительность 7 мин)
Цель: подвести итог занятия
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие
- речевое
- художественно-эстетическое
- физическое
-социально-коммуникативное
Дифференцированный подход Две группы детей, выполняющих задания:
Девочки – изображают дождь;
Мальчики – изображают ветер.
Инновационный подход Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
«Шаг в искусство» авторская парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников С.В.Погодиной
Использованная литература Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.П. Комаровой, М.А. Васильевой;
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича;
«Шаг в искусство» авторская парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников С.В.Погодиной
Этапы работы Вводная часть Дети входят в зал, встают в круг, здороваются с гостями, выполняют движения по тексту.
Коммуникативная игра: «Дружные ребята»
Воспитатель: Крепко за руки возьмемся
И почувствуем тепло, повернемся, улыбнемся
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные? (Да,да,да)
Мы ребята симпатичные (Да,да,да)
Мы совсем нескучные (Да,да,да)
Настроение отличное (Да,да,да)
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку поэта и писателя Г.Тукая:
Поля опустели, а дождик рекою
Скажи мне это время какое?
Дети: Это время года называется осенью.
Воспитатель: Дети, осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Давайте посмотрим на экран.
Видеооткрытка от Осени (с использованием ИКТ).
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: – Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Чем осень отличается от лета? Каковы ее приметы?
Саша: Листья желтеют, опадают.
Марьяна: Осенью идут дожди, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы любите ходить осенью в лес? Ребята, сегодня, мы отправляемся в гости к жителям Фиолетового леса. Нам в этом поможет волшебный цветок «Цветик-семицветик» (Воспитатель показывает детям цветок).
- Нужно только оторвать лепесток и произнести слова «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Фиолетовом лесу!»
Воспитатель отрывает лепесток фиолетового цвета, разворачивает Ковровую Полянку Фиолетового леса и расстилает на полу. Дети рассматривают лес.
Воспитатель: Перед нами большая поляна (на экране Фиолетовый лес для присутствующих гостей). И кто же нас тут встречает? На нашей поляне очутился гость, но мы не знаем, кто он. Давайте с ним познакомимся! Закрывайте все глаза! Начинаем чудеса!
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнем своей,
К волшебству спешим скорей!
(Дети открывают глаза).
Гном Фи: Здравствуйте, ребята. Я житель этого чудного Фиолетового леса Гном Фи. Я - серьезный, умный, деловитый.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в гости в Фиолетовый лес. Но для начала ответьте мне на вопрос: «Почему наш лес Фиолетовый?»
Дети: ??????Воспитатель: Может нам поможет ответить на вопрос гном Фи?
Гном Фи: Лес фиолетовый, потому что он волшебный, полон тайн и загадок! Здесь происходят чудеса! У меня с собой сундучок! Он тоже волшебный! Там есть подарки – загадки!
Добро пожаловать в Волшебный Фиолетовый лес!
Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, как тут красиво, как интересно! Недаром все жители Фиолетового леса говорят: «На ковровую полянку заглянул – Чудеса встретил». Давайте проверим.
Ребята, закройте глаза! (Воспитатель накрывает Ковровую поляну фиолетовой вуалью).
Ребята, откройте глаза! Что произошло с лесом?
Марьяна: Он стал туманный.
Саша: Холодный, мрачный.
Софья: Тусклый, бледный, даже нецветной.
Воспитатель: Снова закройте глаза. (Воспитатель убирает вуаль).
Ребята, откройте глаза!
Полюбуйтесь - маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый
Красный, желтый и лиловый!
Какой лес стал сейчас?
Регина: Яркий, солнечный.
Никита: Лес веселый и разноцветный.
Саша: Сказочный, волшебный.
Воспитатель: У гнома Фи есть волшебные загадки в сундучке. Давайте их отгадаем.
Гном Фи:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Регина: Дождь.
Гном Фи: Верно. Еще она загадка:
Летит без крыльев и поет
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Никита: Ветер.
Гном Фи: Верно. Отгадали. В волшебном сундучке есть эти отгадки.
Гном открывает сундучок, предлагает заглянуть в него.
Задание для девочек: Девочки берут блестящую мишуру и изображают дождь.
Задание для мальчиков: Мальчики изображают ветер, дуют дождинки.
Задание для всех детей: мальчики за уголки берут фиолетовую вуаль, а девочки в середину вуали сыпят дождинки. А потом все вместе подбрасывают вуаль, и дождик падает на поляну Фиолетового леса, вызывая восторг всех присутствующих.
Гном Фи: Молодцы, ребята! У вас получился настоящий осенний дождик в Фиолетовом лесу!
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (октябрь)
Воспитатель: Мне нравится осенью ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему лесу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками-художниками и нарисовать осеннюю картину.
А знаете, почему волшебниками? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по - волшебному, необычно. Мы будем рисовать пейзаж. Пейзаж – это значит изображение природы. Такой, какая она есть, или такой, какой ее сделал человек. А почему пейзаж осенний?
Рисовать мы с вами будем осень в Фиолетовом лесу, значит, пейзаж у нас будет осенний.
Воспитатель приглашает детей к столам.
Воспитатель: Посмотрите, для нашего осеннего пейзажа на листе бумаги я подготовила фон. Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по - волшебному.
Много деревьев растет в Фиолетовом лесу. Теперь давайте их, наконец, нарисуем, но помните, что деревья отличаются друг от друга.
Воспитатель показывает схематические изображения (пиктограммы в форме гармошки) образов деревьев.
Они, как люди могут быть низкие и высокие, толстые и тонкие. Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз. Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная.
Сегодня все это объединим в одном рисунке.
Приглашаю вас в творческую мастерскую гнома Фи. Вспомните, краски, какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев, осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу на вашем рисунке.
Начинаем волшебное рисование.
Сначала, мы с вами изобразим кроны деревьев. Для этого нам понадобятся гуашевые краски, малярная кисть и отдельный волшебный листочек. Гуашевые краски наносим так, как нам хочется, но не смешиваем. Цвета выбираем те, которыми будем изображать листья. Так как мы рисуем осень, мы выбираем яркие осенние краски. Я не смешиваю их друг с другом, только перекрываю их.
Теперь этот волшебный листочек отложите.
Помойте хорошо кисть, отожмите, вытрите.
Нам остается намочить нижнюю часть основного листа ( с фоном) немного водой, и прикладываем волшебный листочек к нижней части листа, там, где намочили.
Прикладываем, разглаживаем и снимаем. Обратите внимание, если вы снимете листочек сверху вниз, то ваш лес будет спокойный и безветренный, если от уголочка – появится ветер.
Любой вариант вы можете выбрать сами.
Я снимаю сверху вниз. Посмотрите, какие красочные пятна у нас получились.
А сейчас нам остается нарисовать веточки и немного отметить стволы деревьев. Для этого мы берем среднюю кисточку, набираем два цвета и прорисовываем стволы, крупные и мелкие ветки. Кисточка смотрит волосиками на нас. И мы проводим линию снизу вверх: «кисточка бежит, бежит и встает на носочки».
Почему нужно брать два цвета? Для того, чтобы показать какие деревья разные.
Лес наш готов. Раз мы рисуем осень, изобразим легкий осенний дождик. Мы берем с вами широкую малярную кисточку. Хорошо её вытираем, убирая лишнюю влагу. Набираем белую краску на кончик кисти и косыми движениями наносим мазки, изображая дождь.
Кроны деревьев мы с вами изобразили, но не видно отдельных листочков. Как же мы их изобразим? Здесь нам пригодится простой полиэтиленовый пакет, надеваем его на руку, берем среднюю кисточку и наносим те цвета, которыми изобразим наши листочки. Теперь прикладываем пакетик к нашей работе и отрывистыми движениями изображаем отдельные листочки. Пакетик снимаем, убираем на край стола.
Наша работа готова.
Воспитатель: Приглашаю вас ребята в волшебный Фиолетовый лес подвигаться и размяться.
Динамическая пауза:
Кто сказал, что осень
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.
Желтые листочки
В воздухе кружат.
По стеклу дождинки
Весело стучат.
Если светит солнышко,
Можно нам гулять:
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать.
Если туча хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
Дождик переждем.
Дети выполняют движения под стихи воспитателя.
Заключительная часть
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите осенние пейзажи гному Фи. Расскажите ему, каким способом вы изобразили осенью кроны деревьев в Фиолетовом волшебном лесу. У кого получилась пасмурная и грустная осень в лесу, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная в Фиолетовом лесу! Так какая же осень на самом деле?
Дети: Волшебная.
Гном Фи: Мне очень понравились ваши осенние пейзажи. Вы настоящие волшебники-художники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут, мы подарим «Осенние пейзажи» вашим родителям, чтобы они могли полюбоваться работами.
Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.
На этом наше занятие закончено, и вы, мои художники, можете отдохнуть. А на прощание наш добрый друг гном Фи дарит вам подарки - фотографии со своим изображением. Вы можете его поместить на свой осенний пейзаж, когда краски высохнут.
Воспитатель раздает карточки с изображением гнома Фи.
Дети благодарят гнома Фи.
Дети: Спасибо!