УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА, КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «Средняя школа № 7» акимата г. Усть-Каменогорска
Школа молодого учителя
Тема:
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА, КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила:
учитель начальных классов
Скоснягина Надежда Сергеевна
Ноябрь, 2012
Современное общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. И это задача больше заключается в используемых формах обучения, одной из которых является научно-исследовательская деятельность учащихся.
Целью научно-исследовательской деятельности является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей, решать одну из важных в современном образовании задач – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать задачи.
В период обучения в школе происходит формирование жизненных ценностей учащихся. Поэтому в этот период важно привлечь учащихся к исследовательской работе.
Исследовательская деятельность выступает не в чистом виде, а как образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (на любых предметах). Предполагается освоение ими основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Можно выделить пять основных видов творческих работ школьников:
- информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;
- проблемно-реферативные – предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого вида, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской);
- экспериментальные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Творческая деятельность выражена в экстраполяции вывода на результат эксперимента, проведенного в иных условиях;
- натуралистические и описательные – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. - исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления [1].
Важно, что при реализации творческой деятельности является подход, а не состав источников, на основании которых выполняется работа.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Поэтому, главное при организации научно-исследовательской деятельности – личный интерес и личная увлеченность учащегося. Роль научного руководителя – выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов и представление исследовательской работы. Именно педагогом должны задаваться формы и условия исследовательской деятельности, способствующие формированию у школьника внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Таким образом, руководитель – это лицо компетентное в данной проблеме и успех исследовательской работы в большей степени зависит от научного руководителя, основной задачей которого является развитие исследовательских способностей учащегося.
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы учащимися.
Выбор темы (актуальна, интересна, наличие какого-либо противоречия, ведущего к развитию умений и к получению новых знаний).
Выбор направлений исследований (новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы).
Формулировка цели и задач исследования. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной, вытекающей из предложенной темы. Задачи соответствуют сформулированной цели, их может быть много, они включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы.
Анализ литературы. Литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении. Литературный обзор позволяет учащимся познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени, более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время представления результатов исследовательской работы. В исследовании важно выдвинуть гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
Методика исследования. Чрезвычайно важно детально описать методику проведения исследования для возможности повторения её и получения сходных результатов другими исследователями.
Фиксация и предварительная обработка данных. На этом этапе проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, их результаты фиксируются, затем подвергаются математической обработке.
Выводы (должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы).
Библиографический список.
Результаты исследований становятся достоянием науки только после того, как они прошли различные формы апробации [5]. В рамках школьного исследования самый действенный метод апробации – выступление на научных конференциях. На таких конференциях решаются и многие другие образовательные задачи: развивается монологическая речь, умение доступно излагать свои мысли. Занимаясь научной деятельностью вырабатываются необходимые качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплина.
В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я руководствуюсь вышеизложенными принципами, так в 2011-2012 учебном году, учащийся 1 «В» класса Сертаев Радислам занял 2 место в школьном и городском конкурсе научных проектов «Зерде».
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, реализовать их жизненные цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. 1999 № 10 с.152-158.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование. 1998.
Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Биология в школе. 2007 № 1 с.40-44.