Исследовательская и проектная деятельность как средство развития школьника
Исследовательская и проектная деятельность
как средство развития школьников.
Мерсияпова Лилия Ильдусовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Бугульма Республики Татарстан
Образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно - деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения.
Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая научно – исследовательская работа. Исследовательский подход в обучении младших школьников - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными.
«Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю».
Конфуций.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
- в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наше педагогическое кредо поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям. Познавательная деятельность школьников невозможна без развития исследовательской деятельности, а в совокупности они стимулируют продуктивную форму мышления, что отмечено многими педагогами.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований
развитие творческой исследовательской активности
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
ознакомление с научной картиной мира
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
Ребёнок задаёт вопросы: почему? Зачем? Откуда? Как? Для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Как организовать исследование?
Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование.
Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.
Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования.
Это форма индивидуальной работы или небольшой группы детей, которая проходит определённый путь:
· ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования)
· предлагает возможные варианты решения
· собирает материал;
· делает обобщение;
· готовит проект (доклад, макет и др.);
· защищает проект.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учи увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно - исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В своей работе я стараюсь как можно чаще создавать в обучении такие ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного; ситуаций, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от ученика изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования; ситуации свободного выбора задания.
Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
– выделение основной проблемы в предложенной ситуации, определение темы и цели исследования, формулирование и отбор полезных гипотез;
- анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них; планирование результата; проведение эксперимента;
- составление таблиц, графиков, диаграмм; систематизация фактов, явлений; использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции; установление аналогий; формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; решение задач в новой ситуации; творческая работа.
В первом классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира. Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений и навыков: выделение на слух основных компонентов ритмически организованного текста, разделение целостного изображение на элементы, проведение анализа небольшого текста, завершая его эмоциональной оценкой.
Со 2-го класса работа осуществляется по следующим направлениям: сбор информации, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение. После этого надо выяснить, что нового узнали школьники, подумать какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования.
В 3-х и 4-х классах продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями, проводится работа по выявлению причинно-следственных связей. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления, творческих способностей младших школьников.
Результаты работы уже видны. Все учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, в её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми ( с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе, в сетях Интернет. Мои дети участвовали на конференциях и были отмечены грамотами и дипломами:
Мерсияпов Тимур - участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», Нижнекамск; лауреат II степени муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь»; лауреат II степени I республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «Я познаю мир», диплом, г. Набережные Челны, 2012 г. Хабибуллина Илина лауреат в номинации «Юный исследователь» конкурса «Ученик года 2011», лауреат III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия» 2012 г.
Исследовательские работы Мерсияпова Тимура по теме « Горные породы Сокольской горы» ( 3 место) 2011 г., Османова Сеймура по теме « Природоохранные зоны » ( 2 место) 2011 г., Негуляевой Виктории по теме «Сансевьера» (3 место) 2012 г. были представлены на школьной научно – практической конференции «Юный исследователь» школы №1 г. Бугульмы и отмечены грамотами и дипломами жюри. Мерсияпов Тимур участвовал в конкурсе «Мои первые шаги в науке», который был организован Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция» и стал лауреатом 3 степени.
Разработана программа экологического кружка по окружающему миру « Страницы экологического журнала».
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
ЛИТЕРАТУРА
1 Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е. В.Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников. Москва, Просвещение, 2011.
2. Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. Ростов–на- Дону, Феникс, 2008.
3. В.Ф. Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». – Волгоград, 2010г.
ФђЗаголовок 115