Методическая разработка урока в 7 классе на тему: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
Методическая разработка урока
в 7 классе на тему: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
учителя МОАУ «СОШ №10» г. Оренбург
Фуфаевой Натальи Александровны
Цели урока:
1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;
3) воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Оборудование урока:
1) медиапроектор;
2) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, тесты;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.
Объявление целей урока.
2.Повторение раннее пройденного материала.
Проверка знаний учащихся по теме: « Роль причастий в словосочетании»
Слайд № 1
Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:
1)Любимый родными, связанный мамой
2)Записанная учеником, приближающийся ураган
3)выполненное здание , потерянное время
Найдите словосочетание, в котором причастие является главным словом:
1)Приобретённые книжки, опрокинутое ведро
2) Выполненный художником, запертая комната
3)Покрыто тучами, полностью закрытый
В это время трое учащихся выполняют задания по карточкам:
(карточки проверяются в конце урока)
Карточка №1
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ-мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера, колеблющ_мсяветерком.
Карточка № 2
1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически
их выбор:
Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,
Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о
бушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,
о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
Карточка №3
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить
графически их выбор:
на раскачивающ..ся березу. за скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, сражающ_м_ся отрядми, осыпающ..йся листвы веселящ_йся молодёжи.
3. Объяснение нового материала.
Беседа по вопросам
-Что мы называем причастием причастием?
-Как склоняются причастия?
- Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
- Каким словом может быть причастие в словосочетании?
Учитель: Ребята, а к нам пришли замечательные гости гости!
Учащиеся инсценируют стихотворение
Лиза: Кто высунул в калитку нос?
Вася:
Кто?! Злобный и рычащий пёс.
Вчера, стоявший на пути, он не давал мне в сад войти.
Любой, привязанный к столбу, вот так бы злился на судьбу.
Я косточку ему принёс.
И был облизан. Прямо в нос!
Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова, но может и не иметь. Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным, а причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Учитель: А как вы думаете, легко увидеть в тексте причастный оборот?
Максим: Конечно, он же выделен запятыми.
Учитель: Но,ребята, не всегда причастный оборот выделяется на письме запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота. Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.
Даша: Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом, да? А если стоит после определяемого слова, то выделяется. Вы согласны со мной?
Учитель: Верно. Здесь причастный оборот стоит перед определяемым словом и не обособляется. А здесь он стоит после определяемого слова и обособляется. Теперь у нас есть правило. А дальше мы будем учиться его применять. Вот текст. Прежде чем расставить в нём пропущенные запятые, найдём все причастия.
На доске текст
Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. По скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене он ловко взобрался наверх и скрылся в тёмном провале окна.
Учитель: Эти слова – причастия. Что указывает на это?
(Ответы учащихся)На это указывают их суффиксы и то, что они образовались от глагола. Как все причастия, эти слова обозначают признак предмета по действию. Каких же предметов? Давайте найдём определяемые ими слова.
-Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна
Учитель: Причастия относятся к этим словам. От них мы задаем вопросы.
Теперь мы должны выяснить, какие слова относятся к причастиям. Благодаря тому мы нашли определяемые слова и обозначили границы причастных оборотов, значит мы легко найдем причастные обороты и обозначим их запятыми. (Расставляются знаки препинания)
Работа с учебником. Чтение правил на странице 31,33.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
4.Закрепление изученного по теме. Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.
Работа в группах.
1 группа( слабые учащиеся). Упражнение № 72
2 группа. Упражнение№70
3 группа( сильные учащиеся). Выполнение теста по теме «Причастный оборот»
5.Итоги урока
-Чему вы научились на этом уроке?
- Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.
- Когда причастный оборот выделяется запятыми? Приведите примеры.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание: п.12, упр.73