Методическая разработка урока в 7 классе на тему: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»


Методическая разработка урока
 в 7 классе на тему: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
учителя МОАУ «СОШ №10» г. Оренбург
Фуфаевой Натальи Александровны 
 
Цели урока:
 1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
 2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;
 3) воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
 
 Оборудование урока:
 1) медиапроектор;
 2) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, тесты;
 
Ход урока.
1.      Организационный момент.
Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.
 Объявление целей урока.
 2.Повторение раннее пройденного материала.
Проверка знаний учащихся по теме: « Роль причастий в словосочетании»
Слайд № 1
 
 Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:
 1)Любимый родными, связанный мамой
 2)Записанная  учеником, приближающийся ураган
 3)выполненное здание , потерянное время
Найдите словосочетание, в котором причастие является главным словом:
1)Приобретённые книжки, опрокинутое ведро
2) Выполненный художником, запертая комната
3)Покрыто тучами, полностью закрытый 
 В это время трое учащихся выполняют задания по карточкам:
(карточки проверяются в конце урока)
Карточка №1
 1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
 В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ-мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера, колеблющ_мсяветерком.
 
 
 Карточка № 2
 1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически
 их выбор:
 Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,
 Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о
 бушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,
 о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
 
 Карточка №3
 1. Вставить пропущенные буквы, объяснить
 графически их выбор:
 на раскачивающ..ся березу. за скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете,   сражающ_м_ся отрядми, осыпающ..йся листвы веселящ_йся молодёжи.
 
3.      Объяснение нового материала.
Беседа по вопросам
 -Что мы называем причастием причастием?
 -Как склоняются причастия?
 - Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
 - Каким словом может быть причастие в словосочетании?
 
Учитель: Ребята, а к нам пришли замечательные гости гости! 
Учащиеся инсценируют стихотворение
 
 Лиза: Кто высунул в калитку нос?
 Вася:
 Кто?! Злобный и рычащий пёс.
 Вчера, стоявший на пути, он не давал мне в сад войти.
 Любой, привязанный к столбу, вот так бы злился на судьбу.
 Я косточку ему принёс.
 И был облизан. Прямо в нос!
 Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова, но может и не иметь.  Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным, а причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
 Учитель: А как вы думаете, легко увидеть в тексте причастный оборот?
 Максим: Конечно, он же выделен запятыми.
 Учитель: Но,ребята, не всегда причастный оборот выделяется на письме запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота. Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.
 Даша: Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом, да? А если стоит после определяемого слова, то выделяется. Вы согласны со мной?
 Учитель: Верно.  Здесь причастный оборот стоит перед определяемым словом и не обособляется. А здесь он стоит после определяемого слова и обособляется. Теперь у нас есть правило. А дальше мы будем учиться его применять. Вот текст. Прежде чем расставить в нём пропущенные запятые, найдём все причастия.
  На доске текст
 Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. По скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене он ловко взобрался наверх и скрылся в тёмном провале окна.
 
Учитель: Эти слова – причастия. Что указывает на это?
(Ответы учащихся)На это указывают их суффиксы и то, что они образовались от глагола. Как все причастия, эти слова обозначают признак предмета по действию. Каких же предметов? Давайте найдём определяемые ими слова.
 
 -Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна
Учитель: Причастия относятся к этим словам. От них мы задаем вопросы.
 Теперь мы должны выяснить, какие слова относятся к причастиям. Благодаря тому мы нашли определяемые слова и обозначили границы причастных оборотов, значит мы легко найдем причастные обороты и обозначим их запятыми. (Расставляются знаки препинания)
 
 Работа с учебником. Чтение правил на странице 31,33.
 
Физкультминутка
 
А теперь, ребята, встать,
 
Руки медленно поднять,
 
Пальцы сжать, потом разжать,
 
Руки вниз и так стоять.
 
Наклонились вправо, влево
 
И берёмся вновь за дело.
 
4.Закрепление изученного по теме. Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.
 
Работа в группах.
 1 группа( слабые  учащиеся). Упражнение № 72
 2 группа. Упражнение№70
 3 группа( сильные учащиеся). Выполнение теста по теме «Причастный оборот»
 
5.Итоги урока
-Чему вы научились на этом уроке?
- Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.
 - Когда причастный оборот выделяется запятыми? Приведите примеры.
 
 6.  Домашнее задание.
Домашнее задание: п.12, упр.73