План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов «Дыхание у растений и обмен веществ» (6 класс)

План-конспект урока
с использованием электронных образовательных ресурсов
«Дыхание у растений и обмен веществ»

ФИО: Мещерякова Анна Алексеевна
Место работы: ГКООУ РО санаторная школа – интернат г.Красного Сулина
Должность: учитель.
Предмет: биология.
Класс: 6
Тема: Дыхание у растений и обмен веществ.
Базовый учебник:
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / 10-е издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2009.
Цель: выяснение роли дыхания и обмена веществ в жизни растения.
Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные):
Познакомить воспитанников в процессом дыхания растений; раскрыть сущность дыхания как сложного химического процесса; углубить знания об обмене веществ; выяснить отличия между процессами фотосинтеза и дыхания, найти сходство и отличия, раскрыть их взаимосвязь; , развить навыки работы с биологическими терминами, учебником, компьютером, уметь объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы воспитанников: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, компьютер, инструкционная карточка (для каждого воспитанника), мячик.


Таблица 1.
Структура и ход урока.


Этап урока
Название используемых
электронных приложений ( с указанием порядкового номера
из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с электронными приложениями, например, демонстрация)
Деятельность воспитанника
Время (в мин.)

1
2
3
4
5
6

1



2
Организационный
момент.


Актуализация
знаний.

Проверка готовности
класса к уроку,
приветствие.

Проводит игру «Ты-
мне, я - тебе», с целью повторения
пройденного материала.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Участвуют в игре, отвечают на вопросы.

1




5

3
Вступительная
часть.






Определение
темы урока, цели, задач урока, мотивация учеников
на изучение
нового материала.

Формулирует тему
урока, цель и задачи,
мотивируетвоспитанников на изучение нового материала
(тема записана на доске)

Записывают число
и тему урока в
тетрадь.
1

4
Основная часть.






4.1 Ознакомление с новым материалом, формулировка основных опреде-
лений о дыхании у растений.
№1.
« Дыхание у растений»

Объясняет новый материал с помощью презентации и анимации дает определение дыхания, сравнивает
фотосинтез с дыханием. (программный комплекс «Конструктор уроков» – электронное приложение,. «Биология – 6». Разделы «Фотосинтез», «Дыхание растений».

Слушают объяснение нового материала, сравнивают дыха ние с фотосинтезом. Записывают определение дыхания в тетрадь.
10


4.2 Практическая работа №1.
№2.
«Выделение углекислого газа органами растения в темноте»
Инструктирует воспитанников о последовательности
работы.
Открывают на
компьютерах
нужный ресурс, выпол-
вып няют задание.
(Конструктор уроков – электронное приложение, программный комплекс. «Биология – 6». Выводы записывают в тетрадь.
3

4.3.Физминутка (приложение№3)
1


4.4. Продолжение
ознакомления с новым материалом,
Формулировка основных определений об
обмене веществ.

№4.
«Обмен веществ»

Объясняет новый
Материал с помощью презентации и иллюстрации раскрывает понятие обмена веществ; дает
понять, что обмен
по веществ связывает все
органы
растения в единое
целое
(программный комплекс «Конструктор уроков» – электронное приложение, «Биология – 6».
Слушают объяснение нового материала, внимательно следя за презентацией,
записывают опре-
деление обмена
веществ в тетрадь.
По иллюстрации рассказывают, как происходит обмен веществ.
3
















4.5.Практическая работа №2
№5
«Дыхание органов растения»


Инструктирует воспитанников о последовательности
работы.
Открывают на
компьютерах
нужный ресурс, выпол-
вып няют задание.
(Конструктор уроков – электронное приложение, программный комплекс. «Биология – 6». Выводы записывают в тетрадь.
3

5
Закрепление нового материала.
№6.
«Дыхание у растений и обмен веществ»
Для проверки знаний
нового материала дает задание на компьютере:
1)Тест – тренажёр «Дыхание растений, бактерий грибов»
2) Тест – тренажёр «Выделение.Обмен веществ»
2)Тест - контроль«Дыхание растений, бактерий грибов. Обмен веществ»
Выполняют задание учителя
на компьютере.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10

6
Подведение итогов
урока.

Проверяет выпол-ненные задания, подводит итог урока, выставляет оценки.

2

7
Домашнее задание.

Записывает домаш-нее задание на доске-
§35,устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Записывают домашнее задание.
1















Приложение №1 к плану- конспекту урока:
«Дыхание у растений и обмен веществ»

Инструкционная карточка для игры «Ты- мне, я- тебе».

Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.
Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задает вопрос.
Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса. Тот поймав мячик, отвечает на следующий вопрос учителя и бросает мячик другому ученику.
Если кто- нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

Приложение №2 к плану- конспекту урока:
«Дыхание у растений и обмен веществ»

Вопросы и ответы к игре «Ты - мне, я – тебе».

Вопрос: Что такое фотосинтез?
Ответ: Фотосинтез – процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием лучистой энергии солнечного света образует органические вещества (преимущественно сахара) и кислород.
Вопрос: Как называются организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических?
Ответ: Автотрофными.
Вопрос: Сколько процентов составляет кислород в воздухе в зимнее и летнее время?
Ответ: 21%.
Вопрос: Какой слой окутывает Землю и задерживает жесткие ультрафиолетовые лучи, губительно действующие на живые организмы?
Ответ: Озоновый слой.
Вопрос: Благодаря чему зеленые растения осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты?
Ответ: Благодаря хлорофиллу.

Приложение №3 к плану- конспекту урока:
«Дыхание у растений и обмен веществ»

Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало
Серые тучки, чёрные тучки (смотреть глазами вправо – влево)
Лёгких - две штучки,
тяжёлых - три штучки(смотреть глазами вверх –вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало.(закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (поморгать глазами)









Таблица 2.
Перечень используемых на данном уроке
электронных приложений в соответствии
с программным комплексом «Конструктор урока»


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

1.
« Дыхание у растений»

Информационный
Презентация, анимация, схемы, словарь

2.
«Выделение углекислого газа растениями в темноте»
Практический
Виртуальная практическая работа

3.
«Обмен веществ у растений».
Информационный


Презентация, иллюстрация, видео, анимация, схемы, словарь




4.
«Дыхание органов растения»
Практический
Виртуальная практическая работа

5.
«Дыхание у растений и обмен веществ»

Контрольный
Тесты – тренажёры, тест – контроль.



15