Конспект урока по дизайн-проектированию, на тему Эмоциональная выразительность линии
Технологическая карта (план) занятий
Курс, группа Дата
Дисциплина ПМ.01.01. Дизайн-проектирование для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства 1/3
Тема занятия Тема. Определение целей и задач курса. Эмоциональная выразительность линии.
Практическая работа №1. Упражнение. Эмоциональное воздействие линии -горизонтальная, вертикальная, наклонная, волнистая, ломанная.
Вид занятия Практическое
Цель занятия Цель темы: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.
Задачи: развивать наблюдательность, воображение, фантазию;
совершенствовать навыки рисования;
расширять представление учащихся о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка - линии;
познакомить с многообразием линий по характеру их начертания, характеру направления и эмоционально-психологическому воздействию на человека.
Формируемые компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.
Резуль-
тат Должны знать Эмоциональное воздействие линии
Должны уметь Применять знания о эмоциональном воздействии линии на практике.
Показатели оценки результата экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ и др. видов текущего контроля
Межпредметные связи Обеспечивающие дисциплины Рисунок, живопись, композиция
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) Средства обучения Оборудование и материалы: бумага А-3, карандаш, тетрадь
Зрительный ряд: примерные варианты работ из фонда, мультимедийная презентация Power Point по теме
Основная литература Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Цель: Ввести учащихся в мир искусства, помочь «услышать» язык искусства и понять, какими средствами « говорит» искусство; сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения.
№ этапы Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Врем. регл. этапа
1 Организационный этап:
3 мин.
Приветствие студентов. Проверка готовности рабочих мест.
Повторяйте вслед за мной:
Эмоциональный настрой.
Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное, Божественно красивое, Необычайно работоспособное, Беспредельно ответственное, Беспрецедентно талантливое, Экстра ординарное, Непогодам развитое, Сказочно щедрое, Бесподобно бесподобное, Невероятно перспективное, Непостижимо оптимистичное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Архи надежное, Бесспорно положительное, Фантастически скромное Человечище !2 Мотивационный момент: 7 мин.
Выполните упражнения. С помощью линий выразите сове настроение.
Сформулируем тему урока. Эмоциональная выразительность линии.
Где еще вы встречаетесь с этой темой?
Для чего важна сегодняшняя тема?
Где она вам пригодится? 3 Актуализация знаний. 5 мин.
Что вы знаете о элементах изображения?
Что такое линия?
Слышали ли вы раньше о эмоциональном воздействии линии? 4 Изучение нового материала.
Линия как выразительный элемент декоративной живописи
Линия - это цепочка точек. Линия начинается с точки и ею заканчивается.
В декоративной живописи необходимо «отличать основные элементы, без которых произведение вообще не может быть создано». Это непосредственно относится к линии как к выразительному элементу декоративной живописи Интерес к первичным выразительным средствам искусства, какой является линия, вполне закономерен и понятен. Накопленный положительный опыт прошлого необходимо использовать в процессе обучения. Живопись воздействует на человека первичным основанием - точкой, вторым - линией. «Выделяя точку, линию художник сосредотачивает свое внимание на их качественных и количественных отношениях».
«Линия - это цепочка точек, она начинается с точки и ею заканчивается». Движение точки по поверхности обуславливается переходом одного элемента в другой, такими являются росчерк и зигзаг. Выделяют четыре основные группы элементов изображения: точка, линия, штрих, пятно.
Выделяют смешанные группы элементов изображения: точка и линия, линия и штрих, линия и пятно и т.д. Решается только, в каких пропорциях находятся между собой элементы изображения, которые связаны с цветом и несут все цветовые характеристики. Г. И. Панксенов указывает на результаты эмоционального воздействия линий различного назначения на зрителя, оно зависит от работы зрительного аппарата. Образные возможности линии неисчерпаемы.
Вертикальная полоса создает впечатление прочности, основательности, самостоятельности, стабильности, направления движения вверх, вниз, подъема, падения. Горизонтальная полоса создает эффект ширины, иллюзии, создает впечатление протяженности вправо и влево, спокойствия, полноты, покоя. Диагональная полоса подчеркивает движение, обладает свойствами вертикальной и горизонтальной линий, (это так называемая переходная полоса), создает впечатление движения вверх, вниз, степень отклонения от вертикали и горизонтали. Эта же полоса в зависимости от степени наклона и направления уменьшает и увеличивает полноту и рост, эмоциональную выразительность линий (подъем, падение). Эта группа линий относится к так называемым простым группам. Сюда же относятся некоторые кривые линии (динамическая пластика, активность), простая кривая (выпуклая, вогнутая).
Наиболее употребительными сложными линиями являются: ломаная, волнистая, комбинированная. Имеется ввиду сложная асимметричная (ломаная), сложная асиметричная (волнистая), сложная симметричная (ломаная), сложная симметричная (волнистая), сложная симметричная (комбинированная), Сочетание прямых и наклонных линий под определенным углом (прямым, острым, тупым) может создавать разные изображения, вызывая различные ассоциации. Повторение выпуклых и вогнутых кривых линий дает ритмичное направление, которое ассоциируется с волнообразной кривой (спокойное, равномерное движение), крутые выпуклые и вогнутые кривые создают впечатление сильного движения. Положение, характер линий, различное сочетание линий, интервалы между чертами (сгугцение, разряженность), подчеркивают богатство изобразительных решений.
Изобразительные возможности линий позволяют создавать различные изображения. Необходимо указать на наличие кривых волнообразных линий с различными интервалами и указывающие определенно выбранные направления. Также необходимо указать на наличие перекрещивающихся кривых линий (создают эффект волнообразности) и кругообразных линий с различными интервалами. Линии обуславливаются по характеру: прямые и кривые, по размерам: длинные, средние, короткие (на сравнении), толстые, средние, тонкие (на своем протяжении линии могут иметь разную толщину), равные и неравные, по светлоте: темные (черные), полутемные (серые), светлые (белые) - ахроматические цвета, цвету (цветовому тону), имеющих цветовой оттенок - хроматические цвета, назначению: контурные, вспомогательные, направлению: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Необходимо указать на применение прерывистых, пунктирных, сплошных линий. Черта выступает в качестве контура (линеарный рисунок принимает активное участие в создании пластического характера контура). Черта также очерчивает границы формы, участвует в ее внутрен ней разработке, уточняет и придает форме легкость или утяжеляет форму, когда заковывает её в жесткий контур. Черта присутствует в виде штриха, разрабатывающего фон или элементы натуры (так называемые штриховые линии). Разряженность и частота, одинаковые и разные по толщине и размеру линии создают фактуру поверхности, вносят вариантность в решении учебных тем и заданий.
Все вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы:
линия - это важнейший изобразительный элемент, который обуславливается неограниченными образными возможностями и активно используется при выполнении заданий по дисциплине «Декоративная живопись»;
применяются различные художественные приемы: пуантилизм, им- приматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия;
преподавание дисциплины «Дизайн» с применением изобразительного элемента линии способствует активизации и развитию образно-абстрактного мышления и повышает уровень художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих дизайнеров.
Психологическое воздействие линии
Каждая линия несет свой смысл. На настроение и ощущение от линии влияют:На настроение и ощущение от линии влияют: а) направление линии
горизонтальные линии создают ощущение спокойствия, статичности;
вертикальные линии предполагают уже возможность движения, динамики;
вертикали привлекают больше внимания;
глаз «охотнее» просматривает горизонтали, нежели вертикали;
глаз точнее оценивает длину горизонтальных линий, чем вертикальных;
горизонталь кажется короче равной ей по длине вертикали, потому что горизонтальное движение глаз совершается легче и горизонталь читается легче, на ее чтение идет меньше времени (эта разница вполне определенная величина, ибо между силой раздражителя и ощущением существует математическая зависимость);
горизонтальная линия кажется немного толще, чем такая же вертикальная;
диагональные линии способствуют охвату взглядом всей композиции, придают динамику изображению, символизируют движение, объединяют части изображения;
диагональ из левого нижнего в правый верхний угол- подъем, мажор, выход;
диагональ из левого верхнего в правый нижний угол- спуск, минор, вход («спуск» изображения по диагонали слева направо облегчает движение, справа налево - затрудняет)
глаз «отдаёт предпочтение» линиям, восходящим слева направо, чем нисходящим справа налево;
ломаная линия - энергична, возможно, даже агрессивна;
спиралеобразная или скрученная линия выражает напряженность и жизненную силу;
линии с большой кривизной привлекают к себе внимание;
также помимо кривых линий точками привлечения максимального внимания зрителя являются пересечения линий, которые связывают вместе расположенные вокруг них различные части изображения. Как установили физиологи, глаз человека при восприятии предмета сначала «обводит» его контуры, задерживаясь и возвращаясь к наиболее искривленным или содержащим линии пересечения деталям.
б) то, каким штрихом выполнена линия
ровные линии вызывают ощущение искусственного, непреклонного, жесткого;
неровные прерывающиеся линии вызывают ощущение естественного, природного, умиротворяющего;
пунктирные линии могут вызывать ощущение чего-то нервозного, прерывистого.
в) толщина линийРяд линий с разной (убывающей) толщиной вызывают ощущение перспективы, движения в пространстве. Тонкие линии кажутся нам дальше в пространстве, а более плотные (жирные) - ближе к нам, они визуально стоят как бы на переднем плане. 15 мин
4. Практическая самостоятельная работа студентов 45 мин.
Практическая работа. Упражнение. Эмоциональное воздействие линии: горизонтальная, вертикальная, наклонная, волнистая, ломанная Во время самостоятельной работы студентов провожу целевые обходы, комментирую общие ошибки, оказываю индивидуальную помощь. 5 Подведение итогов занятия: 10 мин.
Оценка практической работы. Рефлексия. Определите свое состояние, выбрав одно из пары.
чувствую вдохновение – подавленность интересно – не интересно
уверен в себе – не уверен в себе не устал – устал
старался – не старался доволен собой – не доволен
собой
не раздражен– раздражен 6 Домашнее задание:
Выполнить таблицу «разнообразие линий», на формате А4 в разных эмоциональных формах. 1 мин
8. Уборка рабочих мест. 2 мин.