Конспект урока изо Основы композиции в конструктивных искусствах. (7 класс)
Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 1
ТЕМА УРОКА. Основы композиции в конструктивных искусствах.
Тип урока Изучение новых знаний
Цели деятельности учителя
Формировать представление об основных типах композиций; познакомить с объёмно-пространственной и плоскостной композицией; развивать чувства ритма, равновесия, гармонии и контраста; учить создавать композиции из простейших форм
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• уметь находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций;
• уметь называть типы композиций, определять центр внимания в композиции: доминанту;
• находить способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из простейших форм;
• добиваться эмоциональной выразительности в практической работе Познавательные:
• находить и выделять проблему урока (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие в композиции), проблему в учебной деятельности (движение, статика и композиционный ритм);
• понимать закономерности при построении композиции.
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) • осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?);
• приобретать первичные представления об основах композиции и конструктивных искусствах;
• аргументировать и оценивать свою деятельность;
• осознавать свою позицию, добиваясь зрительной гармонии;
• осознавать многообразие взглядов и вырабатывать свои мировоззренческие позиции; • адекватно выражать и контролировать свои эмоции;
• развивать художественные способности в процессе работы над композицией
Методы и формы обучения Методы: объяснительно - иллюстративный, аналитический, исследовательский. Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага белая, цветная, клей, ножницы, фломастеры
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Законы композиции».
Фотографии зданий и предметов (на выбор). Фотографии города из самолёта
Основные понятия и термины Конструктивные искусства. Дизайн. Архитектура. Плоскостная композиция. Симметрия. Асимметрия. Динамика. Статика. Ритм
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Рассказ с элементами беседы
- На уроках изобразительного искусства в 7 классе вы познакомитесь с образно-выразительным языком конструктивных искусств - дизайна и архитектуры.
В «Изречениях в прозе» Гете есть фраза: «Архитектура - онемевшая музыка». Сравнение с музыкой - это, конечно же, прежде всего сравнение с прекрасным. Как вы думаете, с чего начинают «сочинение» здания архитекторы? Что необходимо знать, чтобы здания получились настолько прекрасны, что их хотелось бы сравнить с музыкой?
Думаю, нас ждут увлекательные и интересные открытия в познании архитектуры и дизайна! Слушают и обсуждают тему урока, цели, пытаются самостоятельно их формулировать
Фронталь-ная
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения,
Личностные: стремятся хорошо учиться; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться"); правильно идентифицируют себя с позицией школьника II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
-- Перед вами изображения различных зданий и вещи, имеющие разное назначение.
Рассмотрите их внимательно и попробуйте вставить пропущенное слово в предложение:
Архитектура - это искусство ... зданий. Дизайн - это искусство создания ... вещей.
- Правильно! Архитектура - это искусство «сочинению> зданий. Дизайн - это искусство создания облика вещей.
И здания, и вещи конструируются, поэтому архитектуру и дизайн объединяют в понятие конструктивные искусства.
Почему надо знать основы архитектуры и искусства? Дома, предметы вокруг нас формируют окружающую нас среду, мы в ней живём, а значит, нам необходимо, чтобы она была удобной и комфортной, отвечала нашим представлениям и вкусам.
Немногие из вас станут дизайнерами и архитекторами, но каждый станет хозяином в своём доме и захочет, чтобы его жилище было красивым и удобным, захочет красиво одеваться и хорошо выглядеть, жить в красивом городе. Для всего этого по надобятся знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их создания.
С чего же всё начинается?
« ... - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».
- Как вы думаете, о чём так говорил ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттист Альберти? Конечно, о композиции. (См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 47.)
Презентация «Законы композиции». (Слайды 2-4.)
- Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого, иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции.
В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры, то есть в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один. (Композиционный центр может быть выделен контрастом света и тени, контрольного цвета, размером, формой.)
Презентация «Законы композиции». (Слайды 5-8.) В замкнутой композиции основные направления линий' стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного. Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости.
Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Презентация «Законы композиции». (Слайды 9-10.) Динамичная композиция - это композиция, при которой создастся впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция создает впечатление неподвижности. Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий. (динамическая композиция: Казимир Малевич. Крестьянки с ведрами. 1912. Супрематистская композиция. 1916.) Также можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение. Движение можно замедлить или ускорить. Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг.
Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо. (К. С. Малевич. Супрематистская живопись: летящий аэроплан. 1915 г.) Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. В изобразительном искусстве ритм может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени. (К С. Малевич. Спортсмены. Супрематизм в контуре «Спортсменов». 1930-1931.) Презентация «Законы композиции». (Слайды 11-19.) В природе не бывает ничего идеального. Кроме симметричных образов, много и асимметричных. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении асимметричной композиции, и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. (Си. ресурсный материал (2) к уроку на с. 47.)
Презентация «Законы композиции». (Слайды 19-24.) Слушают учителя, вставляют пропущенные слова в предложения. Вставляют' пропущенное слово в высказывание Альберти.
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
Смотрят презентацию. Дискутируют.
Смотрят презентацию. Дискутируют.
Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведениях художника Казимира Малевича.
Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведениях художников. Дискутируют
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения; сравнивают и определяют типы композиций, центр внимания в композиции: доминанту; устанавливают аналогии для понимания закономерностей при построении композиции; анализируют, делают вывод, определяют понятия. ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический
- Выполняя задания, вы будете шаг за шагом развивать заложенное в вас чувство композиции.
Приобретая навыки организации пространства, вы можете использовать не только прямоугольники, но и круги, точки, треугольники, накладывая, соединяя их друг
с другом. Мы будем выполнять практическую работу в технике коллажа.
Выполнение заданий: с. 20 учебника' Готовят рабочее место. Выполняют практическую работу, создают композиции в соответствии с изученными законами
Индивиду-альнаяРегулятивные: определяют проблему в деятельности; находят и исправляют ошибки в процессе работы. Личностные: аргументируют и оценивают свою деятельность; осознают свою учебную позицию, добиваясь зрительной гармонии в работе IV. Итоги урока. Рефлек-сия Беседа - обмен мнениями
- Рассмотрите фото города из самолёта. Сравните их со своими композициями.
Расскажите, как вы добились зрительного равновесия масс в композиции; как добились динамического равновесия, гармонии?
Найдите ошибки в представленных композициях, посоветуйте, как их можно исправить Сравнивают композиции с фотографиями. Обсуждают работы. Отвечают на вопросы
Индивиду-альная, фронталь-ная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге.
Личностные: осознают многообразие взглядов
и вырабатывают свои мировоззренческие позиции; адекватно выражают и контролируют свои эмоции Ресурсный материал к уроку 1
1. «КОМПОЗИЦИЯ» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое. В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия - в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения. Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
2. Чтобы понять, что такое равновесие, можно представить механические весы. В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие. Асимметрия нарушит это равновесие. И если один И3 объектов будет больше, то он попросту пере весит меньший. Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится. Также добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру. Если вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны. (Графика Казимира Малевича.) Нарушение правил композиции может быть намеренным. Однако прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если вы нарушаете правила, вы должны четко осознавать, для чего вы это делаете. Рассмотрим картину К. С. Малевича «Письменный стол и комната», написанную художником в 1913 году.