Ударение в словах и формах разных частей речи. Произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных


Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Ударение в словах и формах разных частей речи. Произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных
Цель: изучить особенности ударения и произношения.
Задачи:
обучающие:
- изучить ударение в словах и формах разных частей речи. Произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Карточка № 1.
Жалоба.
Дядя прашу тебя,
памаги Твоей плимяннице Оли,
А то небудет ее нагиВ этой пративной школе
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля?
Карточка № 2,
Тест.
1)         В каком слове окончание -и?
A.        На печк...
B.        К Марь...
C.        С дорог...
D.        На площадк...
2)         Укажи словосочетание:
A.        Играют и поют
B.        Грачи прилетели
C.        Сладкий и горький
D.        Вкусный мед
3)         В предложении Завтра будет сильный ветер слово «завтра» является:
A.        Определением
B.        Обстоятельством
C.        Дополнением
4)         Какое слово пишется слитно:
A.        (по)шел
B.        (по)дороге
C.        (по)набережной
D.        (по)полю
5)         На вопрос Что такое предмет? отвечает:
A.        Подлежащее
B.        Дополнение
C.        Сказуемое
D.        Определение
6)         Сколько звуков в слове «льют»?
A.        4
B.        3
C.        5
D.        2
7)         Какой знак нужно поставить в данном предложении? Марс самая маленькая планета.
A.        Запятую
В.  Тире
B.        Никакой
C.        Двоеточие
2.         Работа с классом. Цифровой диктант.
-          I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами.
1)  В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.
2)  Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.
3)  Отзвенит ручьями весна, и наступит лето.
4)  Тут ее тоска взяла, и царица умерла.
5)  В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.
6)  Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.
7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.
8) Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
9) Красив, наряден русский лес.
10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.
3.         Игра «Четвертый лишний».
Ночь, меч, туч, встреч.
Ширь, чудо, жюри, жизнь.
Налью, на пне, надою, напьюсь.
Поздний, местный, прелестный, прекрасный.
-          По какому признаку одно слово в строчке лишнее?
Изучение нового материала.
Встречалось ли вам в речи слово норма? Когда его употребляют?
– Подберите однокоренные слова. (Нормальный, нормированный и др.)
– Устно составьте или запишите словосочетания со словами норма, нормальный, нормированный: нормы поведения (узаконенные правила, порядок); нормальное самочувствие (соответствующее норме, обычное); нормированный рабочий день (с определённым количеством часов, установленным правилами).– Что общего в значении всех этих однокоренных слов? (Порядок, правила.)
– Как вы поняли, что значит «нормы произношения»? (Такое произношение, которое соответствует правилам.)
Изучение параграфа учебника.________________
Составление таблицы.
Закрепление материала.
Восстановите текст.
В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________.  Чтобы показать произношение слова, используется ______________.__________________ правила помогают правильно написать слова.
Упражнение _____________
Упражнение______________
Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Что было трудным для вас.
Домашнее задание.
________________
________________ Сам.
***
Р.р.
Р.р.
С.с у.
Д.и.д.
***