Выступление на межрегиональном семинаре Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета

« Использование ИКТ на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Седунова Наталья Владимировна,
учитель физики и математики
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»,
г.Нижневартовск.
Вы не можете научить человека чему-нибудь;  Вы можете только помочь ему понять это самому”  Галилео Галилей
Основная задача современной школы заключается в организации обучения таким образом, чтобы научить всех школьников, независимо от состояния их здоровья, наличия физического или умственного недостатка, умению учиться. Поэтому перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знание, но и обязан научить их мыслить, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы. Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, в том числе информационные, компьютерные технологии.
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время урока, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности объяснения эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натуральная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Большие возможности содержатся в использовании компьютерных технологий при обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.
У детей с нарушением слуха слабо выражена познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Следовательно, необходимо использовать новые информационно технологии, которые вызывают живой интерес и служат фактором активизации познавательной деятельности.
Таким образом, возникла проблема, как создать новые возможности восприятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, чтобы сформировать у них интерес к изучению физики. Решение данной проблемы могло бы стать дополнительным условием для социальной адаптации учащихся. Основным способом для решения данной проблемы стало использование на уроках физики возможности ИКТ.
Поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению физики посредством ИКТ.
Компьютер на уроках физики способствует развитию учебных и социальных компетенций обучающегося, его творческих и познавательных интересов. Содержание школьного курса физики предъявляет высокие требования к учебной деятельности воспитанников. Им надлежит усвоить значительный по объёму теоретический материал, научиться применять полученные знания на практике, овладеть некоторыми методами исследования физических явлений и закономерностей. Требования относятся в равной мере ко всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности восприятия и осмысления глухими и слабослышащими детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Необходимым условием преднамеренного запоминания является осмысливание материала, установление существенных связей между отдельными приемами запоминания. Надо сравнивать сходные между собой объекты, расчленять материал на составные части, устанавливая связь между ними, вырабатывать умение сопоставлять результаты своей работы с оригиналом. У детей с нарушением слуха отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. Поэтому использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы выполняет следующие функции:
- обеспечивает мотивацию и активизацию познавательной и умственной деятельности;
- усиливает визуализацию восприятия учебного материала;
- предоставляет каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности;
- показывает уровень и виды необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач;
- даёт умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения;
Использование компьютера и компьютерных технологий в моей работе обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии «я».
Систематическое использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, а именно способствует комплексной реализации деятельности:
развитию познавательного интереса к предмету:
Опыт работы в школе показал, что в развитии познавательного интереса нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Как сказал Л.Н. Толстой, «учиться, и успешно, может ребенок или человек, когда у него есть аппетит к изучаемому». Убеждена, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.
Поэтому использование информационно – коммуникационных технологий на уроках физики является эффективным средством при формировании познавательного интереса учащихся:
появлению новых форм предъявления содержания учебного материала;
организации различных форм познавательной деятельности;
повышению качества учебной деятельности;
стимулированию речемыслительной и самостоятельной деятельности;
развитию эмоциональной сферы.
Организация учебного процесса в коррекционной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для моих воспитанников, а для меня нормой работы.
Преимущества использования ИКТ для меня, как учителя заключается в следующем:
экономия учебного времени (до 30%);
возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
включение в активную деятельность;
развитие коммуникативных умений на уроке;
осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;
рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
создание положительного эмоционального фона урока;
Для учащихся ИКТ:
обеспечивает более эффективную доступность информации;
приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
позволяет ученику работать в своем темпе;
развивает нестандартное мышление;
воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
Характер использования ИКТ на моих уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, интегрированные, уроки компьютерного тестирования и др. В качестве программного обеспечения использую готовые продукты, разработанные производителями. Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение ИКТ должно быть методически обоснованно.
Перечислю основные направления использования информационно – коммуникационных технологий на своих уроках:
1.Построение урока с применением программных мультимедиа средств: Компьютерная презентация учебного материала как один из способов визуализации материала. (Видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов,логические схемы, интерактивные таблицы и т.п.).
Мультимедийный урок использую практически на всех этапах урока:
-при изучении нового материала, предъявление новой информации;
-при закреплении пройденного материала, отработки учебных умений и навыков;
- при повторении, практическом применении полученных знаний, умений и навыков;
-при обобщении и систематизации знаний.
Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета.При объяснении таких тем как «Строение вещества», «Строение атома и атомного ядра», «Электромагнитные взаимодействия» и др., где демонстрации невозможно провести ни в каких условиях, использование анимированной модели становится единственным наглядным способом представления явления или процесса, которые ученик в состоянии воспринять, проанализировать и понять их сущность. Такие модели могут быть понятными даже ученикам, не обладающим абстрактным и пространственным воображением. Обычно такие модели я представляю в форме мультимедийных презентаций уроков, которые ни в коем случае не должны быть «книжкой на экране». Они должны дополнять учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая презентация должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения.
2.Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. То есть компенсирую отсутствие физических приборов, используя живые модели физических явлений, что вызывает большой интерес уобучающихся. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. В своей работе использую: «Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы» (Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А, Рыжиков С.Б.)
Особенности программы:
1.Теоретические сведения и раздел для повторения. 2.Реалистичное моделирование интерактивного эксперимента. 3.Экспериментальные задачи. 4.Вывод результатов работы напечать.
Список лабораторных работ: «Измерение размеров малых тел»; «Измерение массы тела на рычажных весах»; «Измерение объёма твёрдого тела»; «Определение плотности вещества»; «Измерение выталкивающей силы»; «Изучение колебаний нитяного маятника»; «Выяснение условий равновесия рычага»; «Изучение равноускоренного движения»; «Изучение явления теплообмена».
Используя компьютерную модель, ученики самостоятельно могут провести небольшое исследование и получить необходимые результаты. Компьютерные программы позволяют за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае ученики в процессе самостоятельной творческой работы получают знания, необходимые им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Такой урок можно провести только в компьютерном классе.
3.Иллюстративная форма учебного физического эксперимента.
На своих уроках использую компьютерный эксперимент, который вводит в урок деятельностные технологии активного, развивающего обучения. Тем самым эксперимент становится универсальным дополнением практически к любой методике преподавания физики.При выборе виртуального физического эксперимента (учебное электронное издание «Физика»: интерактивный курс физики для 7- 9 классов; 1С: Школа. Сайт классная физика-мультимедийный курс») предпочтение отдается тем экспериментам, которые невозможно или трудно организовать в обычном школьном кабинете ( слишком медленныепроцессы;слишком быстрые процессы;опасные опыты;наблюдения за слишком малыми или большими объектами;опыты, где возможна анимация внутреннего механизма протекания физического явления).Тем самым возможности и виды постановки эксперимента в условиях школьного кабинета физики значительно расширяются. Различные информационные материалы стимулируют внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. У детей повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самостоятельной деятельности. Использование электронного материала на уроках физики помогает создавать разнообразные зрительные иллюстрации физических открытий, процессов, явлений, а также помогает осуществлять быструю смену одного вида деятельности другим.
4.Применение ИКТ как средства контроля результатов обучения.
Осуществление автоматического контроля: В своейработеиспользую готовые тесты. При проведении текущего или итогового контроля обучающихся используются контролирующие программы (электронные тесты и уроки: «Физика в школе»; 1С: Школа. Физика. 7 класс; сайт классная физика).Создаю собственные тесты в программе MyTestX. Создала тесты по следующим разделам: Введение. Первоначальные сведения о строение вещества. Тепловые явления. Электрические явления. Механические колебания и волны.При составлении компьютерных тестов был использован дидактический материал «Проверка знаний обучающихся по физике 6-7» авт. Постников А.В. М. «Просвещение» 1986г.Выбор данного пособия, несмотря на давность его издания, обусловлен тем, что материал, представленный в нем, изложен очень доступным языком, сопровожден понятными иллюстрациями, выстроен в соответствии со структурой учебного материала, изложенного в учебниках «Физика 7» авт. Перышкин А.В.,Е.М.Гутник и «Физика 8» авт. Перышкин А.В.
Выполнение заданий, предполагающих последовательность активных действий. Использую интерактивные компьютерные тренажеры (сайт классная физика) которые оказывают существенную помощь. Обучающиеся перемещают объекты в нужное место на экране, поворачивают или изменяют форму графического объекта, выстраивают их в определенной последовательности и т.д.
В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственно выполнение контрольной работы нравится учащимся по ряду причин: сразу получают результат; не теряют время на оформление, исправления и т.д.; можно воспользоваться справочным материалом, подсказками, калькулятором. Это самый объективный, справедливый для обучающихся вид контроля.
Творческие работы.
Выполнение творческой работы с использованием компьютера – это постоянное выражение собственной точки зрения. Такой вариант работы комфортен. Учащиеся при подготовке дополнительных сообщений используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные технологии: сопровождают свое сообщение презентацией в POWERPOINT. Создав свой продукт, ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности.
Использование ИКТ как источника дополнительного материала.Сайт « Классная физика» содержит учебный материал с 7-9 класс. Весь материал можно разделить на 4-блока: 1.Теоретический. 2. Практический. (Самодельные батарейки) . 3.Познавательный.( Почему коту альбиносу плохо живётся) 4. Здоровье сберегающий материал по охране здоровья и жизни. (Действие электрического тока на организм человека).Работа с данным сайтом, учащиеся отдают большее предпочтение, чем учебнику.
Использование методических программных средств. В своей работе использую диски «ИКТ на уроках физики». Интерактивное учебное пособие. Наглядная физика.7-9класс. Электронные уроки и тесты:(Молекулярная структура материи; Внутренняя энергия; Свет.Оптические явления; Колебания и волны; Электрический ток; Получение и передача электроэнергии; Электрическое поле; Магнитные поля.).
Особенности программы: Наглядная форма представления материала курса; видеофрагменты и анимация с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов; словарь физических терминов, справочник формул, биографии учёных-физиков; разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками;
Использование программных продуктов на уроках позволяет обучающимся максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний.
Мой личный опыт применения ИКТ позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия ИТ на развитие детей с нарушением слуха.
Наблюдения показали, что под воздействием информационных технологий происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением слуха лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности.
Использование ИКТ помогает подготовке ученика, имеющего тяжелые нарушения речи, к комфортной жизни в условиях информационного общества: развивает мышление, коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение, формирует информационную культуру, навык обработки информации; совершенствует умение осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
Таким образом, применение информационных технологий на уроках физики у обучающихся способствовало:
-стимулированию речемыслительной деятельности;
-развитию речи, расширению словарного запаса;
-повышению интереса к изучаемому материалу;
-стимулированию развития воображения;
-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
-развитию эмоциональной сферы;

Применение компьютера в целом активизировало познавательную деятельность обучающихся, позволило сделать уроки более интенсивными, интересными и разнообразными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2005.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Коджаспирова Г. М., Петров К. В.. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб.пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Издательский центр "Академия", 2002.
Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15