Урок:Мочевыделительная система. Строение и функции почек

Урок по теме: «Мочевыделительная система. Строение и функции почек».
ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование знаний о строении и функциях мочевыделительной системы человека; о значении удаления продуктов обмена из организма в окружающую среду.
Задачи:
изучить строение почки ее функции;
изучить процесс образование мочи и ее состав;
выполнить практическую работу: « Строение почки свиньи».
1)учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания информации, умение анализировать текстовую информацию, выдвигать гипотезы, высказывать суждения;
2)учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;
3) учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в группах.
Оборудование: натуральные почки млекопитающих (свиные) на каждый стол по одному экземпляру в разрезе; учебный фильм «Строение и работа почек»; ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система. Почка ее строение и функции». На столах имеются приложения №1(для каждого ученика), приложение №2 (на двоих учащихся), стихотворение о почках.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном занятии по биологии. Сегодня у нас необычное занятие, много гостей. А гости – это наши друзья. Поэтому поделимся с друзьями своими знаниями. Начнем занятие с изучения новой темы.
Проблемный вопрос: Какое отношение к теме урока имеют изображенные предметы? (слайд №2)
Тема: « Мочевыделительная система» написана на доске заранее, учащиеся должны сформулировать вторую часть темы урока самостоятельно исходя из проблемного вопроса.


Возможный ответ учащихся: почки есть у растений и у человека. (1мин)
Учитель: к какой системе относятся почки?
Ученик: выделительной или мочевыделительной системе, т.к через нее удаляется моча.
Осмыслите следующий факт (слайд №3)(1мин)
- при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали;
б) какую функцию выполняют почки.
Обсуждение в группах выдвижение своих гипотез и пути их решения(1-2мин)
Гипотеза: вредные вещества образуются в самом организме.
Решение: узнать строение почек и их функции; выяснить, как образуется и выделяется моча
Ученики: а) выделительная функция: удаляются избыток воды, солей, продукты азотистого обмена;
б) защитная функция: выводятся токсичные вещества
Учитель: Значит, сегодня мы будем с вами изучать?!
Ученики: Почку ее строение и функции.
Формулируется тема урока (запись в тетради) (слайд №4) 1мин
Учитель: Вспомните, к какому царству и классу относится человек?
Ученик: к царству животных, классу млекопитающих
Учитель: Назовите, из каких органов состоит мочевыделительная система млекопитающих? (просмотр слайда№5). Записать схему в тетрадь (1-2мин).
Сегодня вы работаете в парах и в группе на протяжении урока. Каждый ученик заполняет лист самооценки (Приложение №1). Лист самооценки лежит у каждого на столе и после урока учащиеся сдают его учителю. Учитель объясняет ученикам, что каждый из них может быть на уроке в роли: оратора, философа, теоретика, практика и изобретателя.
Учитель: проанализируйте отрывок стихотворения
О чем идет речь?
Они как два больших боба
На связках закрепились
У позвоночного столба
Уютно разместилась.
Ученик: О внешнем строении и расположении почек в организме
Учитель: Предлагаю вам больше узнать о почках. Выполните следующее задание.
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам (2-3 мин.). Дети работают, в парах, указывая свои фамилии на листочках. В конце работа проверяется с эталоном (слайд № 6). Подсчитывается количество баллов и записывается на листочке. Работы учащиеся сдают учителю.
СЛОВАРИК: две, почки, мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:  У человека две почки. Сверху почек расположены надпочечники. Расположены почки на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. 
Мочевой пузырь  непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами.

Учитель: Мы с вами сейчас описали только внешние особенности органов мочевыделительной системы. Как вы думаете этого достаточно, чтобы ответить на наши вопросы?!
Ученик: Нет. Необходимо знать внутреннее строение почек.
Учитель: Давайте изучим внутреннее строение почки и выясним, что такое почка?!
Работа с текстом: « Почка – биосистема» Составление схемы (запись ее в тетрадь).
Прочитайте текст и составьте схему: «Почка – биосистема».
Слайд № 7
Почка – биологическая система по очищению крови, образованию и выведению мочи. Как любая система она состоит из взаимодействующих компонентов. Главным ее структурно- функциональным компонентом является нефрон. Это микрофильтр, имеющий сложное строение. В каждой почке насчитывается 1 миллион нефронов. Почечное тельце нефрона располагается в корковом слое, а его каналец и собирательная трубочка в мозговом слое. Собирательная трубочка нефрона переходит в почечную пирамидку. Вершина пирамидки заканчивается почечным сосочком, который впадает в следующий компонент почки - малую чашку. Иногда в одну малую почечную чашку обращено несколько (2–3) почечных сосочков. Из соединения двух-трех малых почечных чашек образуется большая почечная чашка. При слиянии друг с другом двух-трех больших почечных чашек образуется расширенная общая полость – почечная лоханка. Нефрон – компонент участвующий в образование мочи, а пирамидки, малые, большие чашки и лоханка, мочевыводящие пути почки.
После выполнения учащиеся называют схему и проверяют с эталоном (слайд № 8).
Учитель: сверните текстовую информацию в таблицу. Дайте название таблице, сколько колонок и как они будут называться, учащиеся делают, самостоятельно работая в группах (приложение №2) 5-7 мин. Выполненная работа сдается на проверку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок « Строение почки» раздается для лабораторной работы.

Практическая работа (5 мин)
Тема: ВЫДЕЛЕНИЕ

Работа №1. Изучение анатомического строения почки.
Для работы необходимы: почка свиньи, скальпель, лоток эмалированный.
Проведение работы. Изучение строения почки свиньи.
Для помощи воспользуйтесь учебником страница 158. рис. 70.
При нахождении каждого компонента почки указывайте его на натуральном объекте при помощи надписей на английской булавке.
1. Рассмотрите почку в поперечном разрезе.
2.Найдите корковое вещество (более темный наружный слой).
3. Мозговое вещество (более светлый внутренний слой)
4. Найдите во внутреннем слое пирамидки.
5. Найдите почечную лоханку и кровеносные сосуды (почечная артерия сосуд с упругой стенкой и вену более широкую спавшую трубку).
Посмотрите на схему и рисунок « Строение почки», и скажите, что означают слова в этой схеме?
Ученик: это составные компоненты почки.
Учитель: А сейчас мы с вами сможем ответить на первый вопрос нашего урока?!
Слайд № 10
Ученики: Да, все это компоненты почки.
Учитель: Все ли вы нашли компоненты на живом объекте? Какой не нашли? Почему?
Ученик: Нефрон?
Учитель: Почему нефрон вы не обнаружили на разрезе почки?
Ученик: Нефрон очень мал и обладает микроскопическим размером.
Учитель: Нефрон, что это такое и как он устроен? Работа с текстом « Почка – биосистема» и учебником стр. 158 рис. Б.
Изучение нефрона (просмотр видеофрагмента)
Ученик, называет из каких частей, состоит нефрон. Как и все компоненты почки, он участвует в образовании мочи и ее выделение из организма.
Учитель: Какую основную функцию выполняют компоненты почки?
Ученик: Выделительную
Учитель: Выделение, что это такое?
Ученик: Это свойство живых организмов освобождаться от вредных и ненужных для организма веществ. Это своего рода чистка организма от « мусора».
Учитель: Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?
Ученик: лёгкие, кожа, кишечник, мочевыделительную систему - почки. В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. 
Учитель: Какие продукты распада образуются в нашем организме?
Ученик: вода, углекислый газ, соли, мочевина, аммиак, кретианин
Учитель: Как вы думаете, почему организму необходимо выделять продукты распада?
Ученик: происходит отравление, интоксикация организма.

Учитель: А сейчас проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Слайд № 11

Название органа
Вода
Углекислый газ
Твердые вещества

Кожа
700 – 900 г
4 – 6 л
7 – 9 г

Почки
1500 г
30 – 50 см3
60 – 65 г

Легкие
500 г
450 – 500 л
Нет


Ученики: главная роль в выведении ненужных веществ принадлежит почкам.
Учитель: освобождение организма от « отходов», образовавшихся при обмене веществ, составляющее основу выделения, было названо экскрецией (от лат, сл. excretum – выделение).
Учитель: Сейчас вам предстоит произвести очистку воды из подручного материала. С подобной ситуацией вы можете столкнуться в походе, когда нет чистой воды, но поблизости имеется водоем с грязной и мутной водой.
Оборудование: пластиковые бутылки, аптечка, уголь древесный или активированный уголь, ткань. Слайд № 12 (5 мин).
Учитель: Ребята объясните, что вы изобрели?
Ученики: Фильтр (демонстрируют и рассказывают, как можно изготовить фильтр в походных условиях).
Учитель: что вам позволил сделать фильтр?
Ученик: разделить воду от примесей и сделал воду чище.
Учитель: Молодцы! Осталось только такую воду прокипятить, и она готова к употреблению.
Учитель: Скажите, где в жизни мы с вами, используем фильтры и для чего?
Ученик: В домашних условиях. Очистка воды. Чистая вода - залог здоровья!
Учитель: Как любая система фильтр состоит из взаимодействующих компонентов, предназначенных для очистки воды в данном случае – это бумажная салфетка, древесный уголь, ткань и посуда для фильтрации, и сборки чистой воды.
Учитель: Как вы думаете, есть ли в нашем организме свой биологический фильтр?
Ученик: почка
Учитель: почка – это биологический фильтр. Фильтром для чего?
Учитель: Предлагается выдвинуть свою версию, если дети внимательно читали тест: « Почка – биосистема, то ответ будет – кровь, если нет, то возможны другие ответы.
Ученик: возможно для крови?! Возможно, для мочи?!
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Согласитесь, ли вы что за сутки почки взрослого человека, выделяют 1500 – 1700 литров мочи?!
Учитель: Почка в ней располагается микрофильтры – нефроны. В каждой почке 1 мил. Как они устроены мы с вами узнали. А вот и как они работают? Давайте посмотрим фрагмент.
Во время просмотра ученики заполняют таблицу: « Образование мочи» (8 мин). Форма таблицы лежит на столе у каждой пары. Слайд № 13

этапы
процессы
Где образуется
Состав 

1. образование первичной мочи
фильтрация
В капсуле
Плазма без белка, 150л в сутки

2. образование вторичной мочи
Всасывание, секреция
В канальце
Мочевина, мочевая кислота, креатин 1,5-2,5л в сутки

Ученики сравнивают свою таблицу с эталоном.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (решение проблемного вопроса)
Учитель: Что будет фильтровать почка и как?
Ученик: Кровь, за счет фильтрации произойдет разделение полезных веществ от вредных веществ.
Учитель: Какую роль играют кровеносные сосуды? Стр. 157 первый абзац.
Кровеносные сосуды несут кровь: артерия неочищенную, а вена очищенную. За сутки через почки проходит 1500 литров крови.
Учитель: Сделайте вывод, какую важную функцию выполняют органы мочевыделительной системы человека?
Ученики: Выделительную, защитную, поддержания гомеостаза. Благодаря этим органам в наш организм возвращается очищенная кровь, а вредные и ядовитые вещества удаляются. Поддерживается относительное постоянство внутренней среды организма.
Учитель: В завершении нашего урока предлагаю подвести итог, что мы с вами сегодня узнали о наших почках.
Рефлексия
Проанализируйте, стихотворение и объясните о чем, говорит автор. Слайд №14

Стихотворение
Объяснение к нему

Они как два больших боба
На связках закрепились
У позвоночного столба
Уютно разместилась.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы
Канальцы и клубочки
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже;

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.



Расположение почек в организме.
Форма почек.





Почка – биологический фильтр крови.

Функция почки- поддержания гомеостаза;

Строение структурно- функциональной единицы почки – нефрона


Функции нефрона ( выделительная и защитная)


Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма. 

Учитель: Как сберечь наши почки? Что они не любят? Может ли человек жить без почек?! Какие меры профилактики необходимо проводить, чтобы наши почки были, всегда здоровы об этом мы, поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: составить памятки « Что не любят почки?!», зарисовать в тетрадь рисунок: « Почка» и «Нефрон»
Используемая литература:
В.Пепеляева, И.В. Сунцова: « Поурочные разработки по биологии: 8(9) класс. Человек»
Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы / Г. А. Воронина. М.: Айрис-пресс, 2007. 176 с. (Школьные олимпиады).
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф»
Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией Н.И. Сонина.
Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1971.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Рисунок 115