Статья Культурно-образовательное пространство проектно-исследовательской деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Ермакова Татьяна Юрьевна
учитель географии и экономики,
руководитель клуба «Поиск»
МБОУ «СОШ № 33 им. П.А.Столыпина»
Заслуженный учитель РФ

В настоящее время основным условием достижения целей образования выступает культурно-образовательное пространство учебной и социальной деятельности школьников. Речь идет не только о том, что создается и поддерживается в стенах школы. Большое значение имеет пространство, в котором ребенок играет, общается со сверстниками, путешествует, живет.            В детстве каждый ребенок переживает период первооткрывателя, исследователя. Вопрос в том, насколько нежно и прочно смогут взрослые подхватить этот детский порыв и пронести его через годы. Судьба наградила меня общением именно с такими людьми. В начале педагогической деятельности знакомство с работами Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» и О.В. Крыловой «Интегрированный урок географии» открыло для меня удивительную сторону предмета « География». Предполагая использование большого разнообразия форм и средств обучения, он обладает широким диапазоном межпредметных связей. Это позволяет выбрать в качестве основного направления педагогической деятельности развитие творческого потенциала воспитанников средствами межпредметной интеграции, основу которой составляет исследовательская деятельность краеведческой направленности. Участие в Международных педагогических чтениях Гуманной педагогики заставило вернуться к педагогическим исследованиям Л.Н. Толстого и В.К. Сухомлинского.
Помимо интегрированных уроков, я реализую интегрированные программы внеурочной предметной деятельности. Практика показала, что наиболее эффективной формой для реализации подобных программ является клуб. Только добровольная (не «затянутая» формальными рамками) клубная форма позволяет педагогу и воспитанникам разбудить и развить жилку творчества, сплотить и привлечь к совместной работе окружающих, семью. Без сопереживания творчества не получится, поэтому вместе учимся не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть.
Ежедневная кропотливая работа в клубе «Поиск» проходит под девизом «Найти, Узнать и Сохранить!». С 2010 года деятельность клуба осуществляется в рамках международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», для чего я прошла обучение по программе: «Учитель ЮНЕСКО». В 2011 году нашему клубу довелось принять участие в международном волонтерском лагере по сохранению археологического историко-культурного заповедника Старая Майна (под Ульяновском). Опыт, приобретенный в рамках мастер-классов, общение с экспертами позволили мне иначе посмотреть на проблему воспитания у школьников ценностного отношения к историко-культурному наследию и волонтерской деятельности. Результатом этой работы стало написание при поддержке нидерландских экспертов программы «География культурного наследия». Основную часть программы составляет практическая деятельность исследовательского характера по оценке состояния объектов культурного наследия. В этом учебном году нас включили в Российский проект РГО «Живые Родники России» в числе 40 учебных заведений страны, где мы применяем уже сложившиеся подходы к оценке природного наследия региона. Исследовать, чтобы сохранить - вот что является основным мотивом работы школьников – членов клуба. Под этим девизом материалы, собранные в экспедиции, успешно становятся объектами предметных исследований для других учеников в ходе обычных уроков.
Исследования, открытия, направленные на сохранение окружающего их жизнь наследия, позволяют школьникам учиться ценить и преумножать созданное и сохраненное предыдущими поколениями, отличать прекрасное от бездуховного. Реализация развивающего и воспитывающего потенциала проектно – исследовательской деятельности происходит не только самим фактом приобщения к историческому или природному памятнику, но и обязательным включением в структуру исследования задач по научной оценке значения объекта в различных аспектах жизни данной территории, региона, страны, мира.
Изучение объекта со стороны разных предметов, а в нашей практике – это история, география, биология, химия, этнография, экономика и др., не просто расширяет образовательный кругозор школьников, а, говоря языком нового образовательного стандарта, формирует метапредметные знания. Выводы, формулируемые школьниками по итогам проведенных исследований, менее всего привязаны к предметному знанию. Их больше интересуют прогнозы о том, что произойдет, как изменится, какой даст эффект, если . На проводимой географическим факультетом СГУ первой научно – исследовательской конференции, посвященной юбилею факультета, мои ребята (ученики 9 и 11 классов) представили три исследования, которые прошли оценку экспертов и стали их первыми научными публикациями.
Внедрение в образовательный процесс интегрированных уроков и программ, цель которых создание условий для активного участия молодежи в общественной жизни, развитие навыков моделирования при использовании метода проектов, умение работать в группе, участие в решении социально значимых задач, формирование позитивных жизненных установок и мотиваций обеспечивает качественные изменения ученика.
Цель современного образования - подготовить личность, открытую к новым знаниям, межкультурному диалогу, интегрированную в мировое сообщество и здесь нужно учитывать, что помимо прочего, сохранение культурного наследия является приоритетным направлением деятельности ЮНЕСКО и объектом внимания мирового сообщества в свете провозглашаемого принципа устойчивого развития в науке, культуре и образовании.
Немного о клубе. Для меня это наиболее эффективный формат развития способностей воспитанников, формирования особого культурно – образовательного пространства, где ребята разного возраста вместе участвуя в исследовании, учатся преодолевать некоторые комплексы, повышают самооценку, часто на примере жизни и творчества личностей, о которых почти ничего нет в учебниках.
Идея сохранения и защиты творений культуры жила в умах представителей передовых людей разных эпох, но особенно обострилась в 20 веке, когда само существование человечества оказалось под угрозой. В их числе Николай Рерих, Ромэн Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн. Эти слова Дмитрия Лихачёва подводят нас к мысли о том, что в эту деятельность по охране культурного наследия должен включиться каждый человек в любом уголке земного шара: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Как только, созерцая окружающую действительность, задумаешься, а в каком состоянии она, что я могу сделать, чтобы этим наслаждались земляне и после меня, ты уже становишься частью всемирного движения по охране культурного наследия.
Участие в проектах и конкурсах ЮНЕСКО заставляет результативно применять ИКТ технологии. В рамках технологии сотрудничества создавались проекты «Прогулки по Покровску», «Музей под открытым небом», «Как охраним Живую ткань Культуры?». В них исследовалось состояние объектов культурного наследия города, некоторые из которых разрушались у нас на глазах, а в проекте «Путь к Свету», прослеживается попытка проанализировать состояние души современного подростка и пути выхода из сложного духовного состояния. Привлечение к работе над проектами различных организаций, встречи и беседы с людьми, которые могли бы помочь в решении проблем, не остались незамеченными.
Так перед стройкой появился стенд с указанием о ходе реставрационных работ. И это уже результат! А высказывания участников проекта о том, как повлияло на них и их сверстников участие в проекте, свидетельство начала НОВОГО ДУХОВНОГО ПУТИ. Каждый памятник культуры известен памятью о людях. И продолжением становятся исследования жизни и деятельности наших известных земляков и рядовых жителей. Часто такая работа приводит к неожиданным открытиям: так, наш проект «Метафизика Покровска», посвященный сохранению культурного наследия через исследование биографий покровских семей Кассилей и Шнитке, позволил провести некоторые параллели. Пройдя по известным историческим местам города, мы попытались посмотреть глазами творческих людей – писателей, художников, музыкантов на родные места и найти отклик в собственной душе, отсюда возникает, непроизвольно, ощущение себя как частицы чего-то необъятного, далекого, но почему-то очень родного – КОСМОСА! А начинать движение души лучше с вопроса «Кто Я?» История своей семьи, проливает свет не только на сегодняшний день, но и на будущее каждого и еще крепче привязывает к родному городу, поселку, улице, дому.
С уроков «Моя родословная» начинается работа с каждым новым поколением клуба. «Творчество – это самостоятельное мышление, в результате которого рождается новое. Новое я прилагаю к такому физическому явлению, которое нельзя ни полностью предсказать, ни объяснить на основе уже имеющихся теоретических концепций», писал академик Петр Капица.
Результатом знакомства с жизнью и творчеством братьев Шнитке стала модель музыкального фонтана, рисунки и эссе как вариации на музыку Альфреда Шнитке и осмысление стихов Виктора Шнитке. Внимательное путешествие по страницам книги Льва Кассиля «Кондуид и Швамбрания» два раза в год приводит нас в стены дома музея писателя, где в прошлом году уже двадцатый раз прошел городской праздник, посвященный Дню Рождения Льва Кассиля, постоянным участником которого уже в десятый раз стал клуб «Поиск». Здесь же состоялось еще одно открытие: вместе с работниками музея мы решили ежегодно 8 февраля отмечать День рождения Швамбрании. В рамках клуба «Поиск» мы организуем музейные практики, являемся волонтерами музеев города. Темы исследований выбирают сами ребята, а направления уже сложились: туристско-краеведческое, экологическое, социальное проектирование. Слова Владимира Вернадского еще раз подтверждают мысль о безграничности и безмерности Творчества: « творчество выявляет нам Космос, проходящий через сознание живого существа» (из учения о ноосфере), заставляют людей творческих создавать новое, приоткрывая завесу прошлого и распахивая ВРАТА ГРЯДУЩЕГО!
Результаты исследования-проекта презентации, буклеты, видеосюжеты пополняют дидактическую базу, которая с успехом применяется на уроках и в деятельности клуба, способствует сохранению и приумножению традиций и укрепляет нити преемственности поколений.
Библиографический список


1. Дереклеева Н.И. Научно–исследовательская работа в школе. М.:Вербум-М, 2001.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб, 1995.
3. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003, № 4.
4. Савенков А.И. Виды исследований школьников. Одаренный ребенок. 2005,№ 2.

















.            

15