Урок биологии на тему Строение и функции почек 8 класс
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
План-конспект открытого урока по биологии в 8 А классе по теме «Строение и функции почек»
Выполнила:
Студентка естественно – технологического факультета,
группа 559 - 60
Седых Дарья Сергеевна
Челябинск, 2014
Тема урока «Строение и функции почек»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.
Задачи урока:
Образовательные
Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Развивающие
Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами
Умение давать объяснения биологическим терминам
Оборудование:
карточки (раздаточный материал)
презентация «строение и функции почек»
видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи»
Формы и методы обучения:
- фронтальная беседа;
- выполнение дифференцированных заданий;
- постановка и решение проблемных вопросов;
- творческая самостоятельная работа
Основные термины и понятия:
Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка.
Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек.
Первичная и вторичная моча.
Мочеточники.
Мочевой пузырь.
Мочеиспускательный канал.
Литература для учителя:
Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Интернет-ресурсы
Литература для ученика:
Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Я рада приветствовать вас на уроке, эпиграфом к которому будет высказывание афинского драматурга Софокла
«Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!» (слайд 1)
Актуализация знаний
И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем! Но нет, каждый урок открывает вам все новые и новые тайны человеческого тела. Вот и сегодня мы посетим еще один неизведанный уголок, еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма.
А какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)
Системы органов с выделительной функцией (слайд 2)
Выделительная Дыхательная Пищеварительная
Изучение новой темы
Тема нашего урока «Строение и функции почек». (слайд 3)
И я твердо убеждена, что к концу урока вы с легкостью сможете ответить на следующие вопросы: (слайд 4)
Каковы функции мочевыделительной системы?Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Но для того чтобы ответить на вопросы нам с вами необходимо поставить цель на данный урок. Перед вами на доске перемешаны слова из этих слов вам необходимо составить цель урока – изучить строение и функции почек.
Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система) (слайд 5,6) посмотрите видео строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) сделайте подписи к рисункам. (приложение 1)
Знаете ли вы: (слайд 7)
- Человека с крепкими почками можно узнать по большим ушам. Маленькие и просвечивающиеся уши наоборот говорят о слабости почек.
- Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой.
- С 2006 года отмечается День почки — второй четверг марта.
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (слайд 8) (приложение 2)
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.У человека две почки.
Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
По форме почка напоминает боб.
Величина почки – с кулак человека.
Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?)Ответ: (слайд 9)
(проверка взаимообмен 9-10правильно – 5нефронов; 6-8 правильно – 3нефрона; 3-5правильно – 1нефрон)
Как вы думаете, что вы сейчас получили за правильные ответы?
Нефроны – структурно функциональная единица почки.
В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны (приложение 3)
«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (слайд 10)
- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).
Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)
Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.
От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.
Уберите лишнее (слайд 11)
Извитой каналец
Петля
Лоханка
Собирательная трубочка
Капиллярный клубочек
Мочеточник
Извитой каналец
Капсула
Работа нефрона (слайд 12)
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. (слайд 13)
Мочевой пузырь
Мочеточники
Лоханка
Почечные чашки
Мочеиспускательный канал
ОТВЕТ:4,3,2,1,5
Функции почек (слайд 14)
Осмыслите следующий факт:
при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните:
а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?
В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:
1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);
2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).
Сейчас просмотрите видео и по ходу заполните таблицу по тому, что увидите и услышите (видео процесс образования и выделения мочи) (слайд 15)
Образование мочи (приложение 4)
Этапы мочеобразования Процессы (фазы) Где образуется Состав
1.Образование первичной мочи фильтрация В почечной капсуле Вода, мочевина, соли и др.
2.Образование вторичной мочи Обратное всасывание (реабсорбция) В канальцах Мочевина, мочевая кислота, вода
(проверка всем классом 6 ответов -5 нефронов; 4 ответа – 3 нефрона; 2ответа – 1нефрон)
Ответьте на вопросы…(слайд 16)
Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Итог урока (у кого больше нефронов – медаль) (приложение 5)
Домашнее задание (слайд 17)
1. Изучить § 39 учебника.
2. 3 вопроса (приложение 6)
Рефлексия (слайд 18)
Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.
Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.
Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.
Приложение 1
Приложение 2
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.ТЕКСТ:
У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую
полезными качествами?
Приложение 3
Приложение 4
Образование мочи
Этапы мочеобразования Процессы (фазы) Где образуется Состав
1.Образование первичной мочи 2.Образование вторичной мочи Приложение 5
Приложение 6
1. Известно, что у человека за 1 сутки образуется 180 л первичной мочи. Как определена эта величина?
2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: скорости фильтрации в почечных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? Предположите эксперименты, с помощью которых можно выявить участие некоторых из задействованных регуляторных механизмов.
3. Объясните, почему употребление 1 л пива вызывает более обильное образование мочи, чем употребление такого же количества воды.