Статья на тему: Образовательное пространство кабинета биологии как один из факторов повышения качества образования по предмету


Образовательное пространство кабинета биологии как один из факторов повышения качества образования по предмету.
Дети... Наша боль, наша радость, наша надежда...  Я учитель. И всё что я делаю, связано с, завязано на, и делается ради РЕБЁНКА. Согласитесь, так много зависит от нашего умения, желания, знания. Помните у С. Соловейчика: «Двое встречаются, и сразу, с первого взгляда, вспыхивает любовь. Но что-то мешает им, возникают препятствия. Какие-то силы мешают любви двух. Человек не любит математику, а математика не любит человека. Человек не терпит русский язык, и русский отвечает ему тем же. Человек боится истории, и она проходит мимо. Человек не любит биологию, и цветы не улыбаются ему». А выражается это, если не в «2» в школьном дневнике, то «3» за четверть в журнале. Безнадежный случай? Неминуемый конец? С. Соловейчик предлагает выход из сложившейся ситуации: «Человек преодолевает таинственную враждебную силу, любовь его разрастается, и любовью он побеждает математику или другие страшные для него предметы». Но возможно ли это?  Возможно.  Интересно.  Интересно, это одно из обязательных составных «Учения с увлечением».  Без ИНТЕРЕСА нет хороших, прочных знаний. Заинтересовать, увлечь, научить отличать увлечение от развлечения и – по ступенькам увлечённости к сотрудничеству. Это мой путь к педагогическому мастерству. «Учение с увлечением» даёт мне возможность сделать так, чтобы в школу с радостью, а из школы с гордостью. Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Это, на мой взгляд, возможно при использовании активных форм обучения, нестандартных уроков, использовании проблемно – поисковые вариантов; словесных, наглядных и практических методов: художественного слова, классической музыки, песен, репродукции картин, экскурсий, дидактических игр.  Важную роль в этом играет не только то, как я их учу, но и чем, т.е. оборудование кабинета. Естественно он должен обеспечить комфортные условия для обучения. Быть тёплым, светлым, уютным. В нём должен быть полный учебно-методический комплект, наглядность, материалы для выполнения лабораторных и практических работ, эксперимента на уроках биологии; возможность проведения различного рода самостоятельных работ, исследований учащимися, элективных курсов и факультативных занятий, создаваться условия для наблюдений, опытов и демонстрации живых объектов природы. Какие же возможности даёт мне кабинет биологии? Итак, для создания проблемной ситуации. Например, на первом уроке по «Пищеварению» можно поставить вопрос: «Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?» А можно, рассматривая результаты лабораторной работы по влиянию слюны на крахмал, поставить вопрос: «Почему на месте действия слюны марля не окрасилась?» Ребята высказывают свои предположения, а затем проверяют их по учебникам.  Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объёма учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания. А, следовательно, повышает качество знаний. 
Другим приёмом активизации познавательной деятельности, которую даёт кабинет биологии, является художественное слово, классическая музыка, песни, репродукции картин, использование этого приёма можно прировнять, на мой взгляд, к созданию проблемной ситуации. Но создание проблемной ситуации с привлечением произведений литературы и искусства делает её острей, эмоциональней, что способствует более заинтересованному, серьёзному отношению учащихся к основному содержанию темы. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут. «Лиса и еж» – Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. – А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли? – Да не то чтобы некрасивый... – Может, я с колючками неуклюжий? – Да не то чтобы неуклюжий. – Так какой же я такой с колючками-то? – Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный... Н.Сладков  Задание. Басня детская, но отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение.  А вот всем известная новогодняя песня «В лесу родилась ёлочка». На её тексте можно объяснить или закрепить понятия «экологические факторы» и в 5 и даже в 11 классах - форм борьбы за существование. После таких уроков ребята сами выполняют творческие задания: пишут стихи, рисуют картины и плакаты, сочиняют сказки и др. (Привести примеры стихов, показать рисунки).  «Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский. Природа – это и сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой. Именно на экскурсии у школьников пробуждается чувство восторга переживаний, навеянных красотой природы, формируются убеждения в необходимости охраны природы.  А как же быть, когда большая часть учебного года зима, слякоть, непогода? Как нельзя кстати помогает в этом наш необычный кабинет биологии. Практически на все темы по ботаники есть возможность провести мини-экскурсии. Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, бегонии и др.  Демонстрация комнатных растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой цели я использую паслен перечный, кливию. Изучение внешнего и внутреннего строения корня провожу на придаточных корнях бегонии, сингониума. Воздушные придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней минеральными солями легко демонстрировать на бальзамине султанском, поливая его накануне водой, подкрашенной красными чернилами. При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают в зимние месяцы.  На крупных листьях бегонии клещевинолистной можно наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие листья можно наблюдать у традесканции, кливии, пандануса, драцены. Листья, близкие к округлой форме, демонстрирую на примере сенполии; яйцевидной формы – у гибискуса, бальзамина; обратнояйцевидной – у пеперомии; овальной формы – у воскового плюща; стреловидной формы – у белокрыльника, сингониума; ланцетной формы – кливии, пандануса; узколинейной формы – у циперуса.  Различный характер жилкования листа можно показать на листьях бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).(Слайд 22)  Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное), олеандр (мутовчатое) .  Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки. На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений. При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения используются для проведения несложных опытов и практических работ: -размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба, сциндапсус); - размножение усами (хлорофитум, папоротники); - размножение корневищами (сансевиера, рускус, аспарагус, циперус); -размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена, кливия); -размножение листьями (бегония, сенполия, пеперомия, красула). Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, кливии, зигокактуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные).  Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых собраны в соцветия. Простой зонтик – кливия, пеларгония, восковой плющ; соцветие метелка у бегонии, колеуса; початок – у белокрыльника, спацифиллюма. Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала. На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.  На уроках в старших классах я так же широко использую имеющиеся в кабинете комнатные растения. Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония клещевинолистная, бегония всегдацветущая; руэллия Портеллы и руэллия каролинская) Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» использую сорта сенполии, бегонии. Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть у сенполии (форма листа – особенности окраски и формы цветка). И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.  Аквариум даёт возможность окунуться в другую среду обитания, водную. Это может быть экскурсия в мир брюхоногих моллюсков или изучить особенности строения рыб. Познакомить с созданием искусственного биогеоценоза.  Развитию познавательной активности учащихся способствует широкое использование лабораторных работ. Лабораторные работы с натуральными объектами: строение клубня и луковицы, виды корней и корневых систем, типы плодов; с коллекциями: строение речного рака, насекомых, знакомство со строением скелета птиц и т.д. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц и т. д. в рабочих тетрадях . В конце работы ставлю проблемные вопросы для выводов и обобщений.  Мне иногда говорят, все увлечены, пока рассказываешь, а как начинаешь опрос.… Не согласна, чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Я стараюсь использовать такие методы и формы опроса, которые позволяют привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности. В кабинете собран большой материал для проведения программированных диктантов, тестов, заседаний «Клуба знатоков», разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, определение растений, животных и много других.  Одним из существенных слагаемых активизации познавательной деятельности при проверке знаний школьников является дидактическая игра. Я согласна с мнением об игре В.Ф. Шаталова «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».  Игра – мой «конёк». Игру, как метод активизации познавательной деятельности, использую во всех классах, на любом этапе урока: при объяснении, закреплении, проверки знаний, во внеклассной работе, в воспитательной работе классного руководителя.  За годы работы в кабинете накопилось много дидактических игр, которые можно использовать как фрагменты уроков, а также целые уроки. При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках использую игры – упражнения, например, биологическое лото. Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки. Так в 7 классе при закреплении материала по теме «Класс млекопитающие» ученик получает карту с названием отрядов:  Первозвери, Сумчатые, Насекомоядные, Хищные, Копытные, Грызуны, Ластоногие, Рукокрылые. Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам. Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.  Игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса. Например в 5-7 классах использую различные виды биологического лото, домино, кроссворды, головоломки, ребусы, фантастические рисунки и т.п. (Предлагаю разгадать рисунок и ребус). В старших классах это ролевые, деловые игры. Например, на зачёте по дарвинизму, раскрыть 3 формы борьбы за существование от первого лица. (Я – амёба … Я – морковь …). Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится густой и белой, что не очень хорошо, если нет снега (с неблагоприятными условиями). За мной вечно охотятся лисы и волки. Меня спасают длинные ноги (межвидовая борьба). Моего детёныша могут покормить и другие зайчихи (внутривидовая).  Учитывать приходится даже время, в котором мы живём. Изучая удобрения, я играла роль бабушки, спрашивала советы, а сейчас рекламируем удобрения.   Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Это могут быть даже целые уроки. Например «Космическое путешествие» - обобщающий урок по теме «Солнечная система», природоведение 5 класс. Весь урок ученики отвечали по пройденной теме, но оформление кабинета, нестандартные формы опроса не давали ребятам скучать. Здесь был космический экзамен, космограмма, космическая азбука, космические игры.  Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс конференции, суды, приёмы у врача и т.д.  Так в курсе «Природа» (5класс) при изучении темы «Лекарственные растения и медоносы» провожу ролевую игру, в ходе которой репортёр рассказывает о фитотерапии; фармакологи, сообщают о свойствах лекарственных растений. Фитотерапевты показывают, как приготовить отвар, настой, правильно сделать ингаляцию. Экологи напоминают о бережном отношении к природе, о правильном сборе лекарственных трав. Затем ребята помогают Недоучкину вылечить друга, т.к. он сделал много ошибок и в выборе растений, и в порядке подготовки отвара, а также ингаляции.  Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры я часто провожу на заключительных уроках по той или иной теме. В кабинете имеется материал практически по всем темам биологии. Расскажу об одном таком уроке. В начале изучения темы «Птицы» ученикам говорю об уроке – конкурсе, даю задание: приготовить рисунки «Чудо-птицы», кроссворды, вспомнить произведения о птицах, вопросы командам противникам. Урок начинается с разминки – игры «Мы идём по зоопарку раз, два, три…». Любой, кому бросают мяч, называет птицу на последнюю букву предыдущей. Например, стриж – журавль – лебедь и т. д. Затем команды задают вопросы друг другу. Учитываются и вопросы и ответы. Члены команды могут дополнять ответы своих товарищей. Следующее задание выполняют представители команд (3 человека), они должны написать рассказ, стихотворение, песню или сказку (по желанию), используя не менее 5 пословиц, произведений о птицах. Пока они сочиняют, провожу аукцион «Роль птиц в природе», побеждает тот, кто назовёт последнее значение. Затем команды предлагают решить по одному кроссворду или разгадать чудо птицу команде противнику. Время в игре летит быстро и вот уже произведения готовы.  Следующая игра «Поле чудес». Необходимо не только разгадать название птицы, но и рассказать о ней. 1. Кулик 2. Баклан  Другой конкурс, вызывающий интерес у ребят, узнать птицу по голосу (использую запись «Голоса птиц»). И вновь конкурс на знание многообразия птиц. Читаю рассказы-загадки из книги «Часы занимательной зоологии» Т.И. Жуковой. Ребята узнают и оляпку и клеста. Затем ребята за 1 минуту разгадывают названия птиц (косол, пеперел, лядет, бельде и др.). В конце представители команд жалуются от имени птиц, т. е. рассказывают об исчезающих птицах, требуют их защиты. В конце урока подводятся итоги, определяется команда победитель. Лучшие игроки получают оценки и перо «птицы Феникс».  Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяют обобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному я тщательно продумываю новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задачи, игры. Обобщающие уроки провожу в нетрадиционных формах. Обобщение темы «Происхождение человека» (10класс) провожу в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения написаны на доске.  1 часть 1. Прослушайте текст: «Человек относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растёт, стареет, умирает. Как у всех позвоночных у него имеется внутренний скелет, замкнутая кровеносная система, постоянная температура тела… Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, т. е. социальная наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных». Какие из приведённых в тексте данных относятся к человеку как биологическому существу, и какие – как социальному. 2. Какие органы главным образом изменялись у предков человека в процессе их эволюции, в каком направлении совершенствовались эти органы? 3. В каком направлении изменялся образ жизни предков человека в процессе их эволюции? 4. В каком направлении происходило совершенствование орудий труда? 5. Как совершенствовались орудия труда предков человека в зависимости от изменения их анатомии и образа жизни? 6. В чём принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных? 7. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «… культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, … оставляет после себя пустыню?»  2 часть 1. Какие причины привели к возникновению разных человеческих рас? 2. Докажите, что только в прошлом расовые признаки носили адаптивный характер. 3. Подтвердите фактическим материалом каждый из приведённых ниже выводов. Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека животных из мира животных …. Все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас. 4. Объясните, почему расовые предрассудки реакционные и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества. 5. Приведите примеры появления расизма в настоящее время. Докажите несостоятельность расизма.  Нельзя не отметить, что познавательная активность, творческие способности ребят развиваются и на внеклассных мероприятиях. Кабинет биологии может служить декорацией для спектаклей, аудиторией для пресс-конференций, студией для игр «Звёздный час», «Поле чудес», «Клуб знатоков». Убедить, что выполнение режима дня важно, помог устный журнал «Режим дня и здоровье», каждая страница которого в занимательной форме рассказывала о режиме дня, о закаливании. Здесь были песни, стихи, частушки, сценки – миниатюры, сказка «Петрушка и подушка». С неиссякаемым упорством состязались пятиклассники в космическом турнире. Они отвечали на вопросы королевы страны «Познания», рассказывали о своих планетах, состязались в умении объясняться, не зная языка, в спорте и многом другом. Результатом был Указ королевы о создании Космической республики. Старшие ребята также с удовольствием с удовольствием состязаются, но в других формах. Восьмиклассники борются за перо птицы «Феникс» в игре Счастливый случай по теме «Птицы? Птицы. Птицы!» Напряжённая борьба развернулась в игре «Звёздный час». Ребята показали хорошие знания по всем разделам биологии растений. КВН «Здоровый образ жизни» не оставил равнодушными старшеклассников (10-11 кл.). Учащиеся старших классов уже сами проводят классные часы для младших, используя элементы игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», кроссворды, загадки, ребусы.  И как хорошо, что сегодня создаются условия для использования современных информационных технологий. Комплексное использование технических средств кабинета создает предпосылки для творческого подхода в обучении, обусловливающего активное мышление учащихся. В кабинете собраны в/ф по всем разделам биологии. Видеотека также включает целый набор презентаций по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии, составленных мной и учениками. Презентации обеспечивают эффективное проведение уроков, способствуют научной организации труда учащихся и учителя. Ведётся подборка материала (тесты печатные и электронные) для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ. Многолетний опыт работы «Учение с увлечением» показал её высокую эффективность: качество знаний по биологии стало значительно выше (80%), многие мои ученики участвуют в биологических олимпиадах. Выпускники поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, хорошо сдавая экзамены по биологии. Хорошо сдают ЕГЭ. Успешно выступают на конференциях. Являются победителями экологических олимпиад (3 место). Экологические проекты участвовали в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
Возможно, вас заинтересуют следующие материалы:
кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно–воспитательного процесса.
Кабинет биологии способствует решению следующих задач:
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;
- широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время;
- обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу;
- обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы.
Кабинет биологии должен состоять из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.
Учебно-методическое обеспечение кабинета
1. Обеспеченность средствами наглядности: натуральные объекты, гербарии, коллекции, влажные препараты, тушки и акрилаты; изобразительные средства; графические таблицы, контуры, аппликации, объемные модели и муляжи.2. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
3. Обеспеченность учащихся измерителями обученности по всем классам и темам.
4. Обеспеченность учащихся комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта
5. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
6.Обеспеченность кабинета учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся.
7.Наличие картотеки по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотека заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.
Требования к оформлению кабинета

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).
1. Наличие периодически сменяющихся экспозиций по ботанике, зоологии, фенологии, достижений биологической науки, краеведческому материалу.
2. Наличие стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий.
3. Наличие стендового материала с рекомендациями по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам, тестированию, зачетам, экзаменам, собеседованиям.
4. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.
5. Организация живого уголка природы или зоодендрария.
6. Создание в кабинете фитодизайна из комнатных растений (не менее 30-40 видов).
7. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.
Требования к техническому оснащению кабинета
1. Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов (затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование).
2. Оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением).
3. Магнитофон и аудиозаписи.
4. Видеомагнитофон и телевизоры, электронный ММК;
5. Оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети программное обеспечение).
6. Наличие картотеки по фильмам, видеофильмам,  диапозитивам, СД-дискам, электронным ММ пособиям.
Требования к лабораторному оборудованию и технике безопасности:
1. Оснащение кабинета оптическими приборами: микроскопами, лупами, лабораторной посудой, экскурсионным оборудованием (пресс, ботанизирка, сачки, секаторы и др.)2. Оснащение противопожарным инвентарем и аптечкой;
3. Наличие инструкции по технике безопасности;
4.Наличие журнала вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.
Документация  на паспортизацию кабинета биологии:
Цель: Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образований, определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебно–методического обеспечения образовательного процесса.
- паспорт учебного кабинета;
- опись имущества и документации;
- инвентарная ведомость на технические средства обучения;
- план работы кабинета на текущий год и перспективный план работы;
- занятость кабинета на четверть, график индивидуальных занятий, факультативов, кружков;
- измерители выполнения образовательного стандарта;
- учебно–методическая и справочная литература;
- оценка деятельности кабинета;
- картотека дидактического, технического, лабораторного материала;
- аттестация учебного кабинета.
Начало формы