План конспект урока по биологии 8 класс Выделительная система. Строение и функции почек
;ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. 8 кл «Почки»
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность воспитанниц
Формируемые УУД
1.
Мотивационный
Приветствие воспитанниц.
Настрой на урок, мотивирует на изучение новой темы.
На доске изображены : чашка , пирамида, растительная почка и лохань.
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
.
Воспринимают учебную ситуацию, прогнозируют тематику занятия.
Регулятивные,
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
2
Целеполагание
Поможет ответить на этот вопрос изучение темы «Органы выделения. Строение и функции почек»
Какова же цель урока?
По существу правильно, только давайте добавим в цель словосочетание анатомо-физиологические особенности.
«Изучить анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы и охарактеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ».
Девочки, давайте составим план наших действий на этот урок.
(План выведен на интерактивную доску)
Рассмотрите пункты нашего плана и определите, в каком порядке будем изучать материал.
Слушают, отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
Цель: Изучить особенности мочевыделительной системы и охарактеризовать сущность процесса выделения . и его роль в обмене веществ .
Составляют план действий:
1.Повторение изученного материала(обмен веществ) и выявление связи с новой темой.
2 Изучение нового материала
3. Самостоятельные работы.
4. Качество усвоения материала
Регулятивные, коммуникативные
Регулятивные
(умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную).
Личностные
(готовность и способность к саморазвитию).
Коммуникативные.
3
Изучение нового материала
Изучение мочевыделительной системы начнём с составления схемы органов выделения.
-Учитель задает вопросы:
Какие функции органов выделения? Чем они отличаются?
- Приведите подтверждающие примеры.
Учитель обобщает: мочевыделительная система в отличии от кожи и лёгких выделяет особое вещество – мочу.
Для того, чтобы выяснить, что это за вещество, очевидно-----?
Работа с интерактивной доской
Учитель задает вопрос:
-Все ли отделы мочевыделительной системы выполняют одинаковую функцию?
У каждой воспитанницы на столах карточки с заданиями
Прочитайте в учебнике материал о топографическом положении почек в организме и выполните
задания №1 «Вставьте в текст необходимые по смыслу слова»
Для обобщения изученного выполняют задание №2
«Словесные пропорции»
Взаимопроверка: выставить оценки, исходя из крите-
рия: - 1 ошибка -1 балл( 5-ти бальная система).
Учитель:
Продолжим изучение мочевыделительной системы, а конкретно «Макроскопическое строение почки», используя текст учебника, а также рисунок на интерактивной доске .
Теперь приступим к изучение микроскопического строения почки.
Сообщение учителя с использованием презентации.
Ответы на вопросы.
1. Что является структурной единицей почки?
2. В результате каких процессов происходит мочеобразование?
3. Чем отличается по составу первичная моча от вторичной?
4.Почему в мальпигиевом тельце высокое кровяное давление?
5. Под влиянием какого гормона выделение вторичной мочи уменьшается?
Проверка усвоения материала.
Выполнение задание№3
1)Уберите лишнее
2)Расположите органы в нужной последовательности
Учитель:
А теперь попытаемся составить схему образования первичной и вторичной мочи.
Сообщение материла повышенной сложности
( для олимпиадников ).
Теперь самый главный вопрос :
Причины заболевания почек
Сравните анализ мочи здорового и больного человека
Одна воспитанница составляет на схему на доске , остальные в тетради. Анализируют работу, добавляют, аргументируют свои выводы.
Воспитанницы обсуждают, делают выводы, отвечают на вопросы, приводят примеры
Воспитанницы продолжают предложение :
- необходимо:
1) составить схему строения мочевыделительной системы.
2) изучить принципы работы почек.
Воспитанницы составляют схему строения мочевыделите-
льной системы, сверяясь со схемой в учебнике.
Воспитанницы аргументировано отвечают на вопрос.
Воспитанницы на отдельных листках выполняют задание№1 и №2.
Взаимопроверка: выставить оценки, исходя из крите-
рия: - 1 ошибка -1 балл( 5-ти бальная система).
Воспитанницы, используя ин-
терактивную доску, проверяют свои знания ( самопроверка)
Воспитанницы аргументировано отвечают на вопросы.
Взаимопроверка.
Воспитанницы, используя ин-
терактивную доску, проверяют
составленную схему.
Сообщение воспитанницы
Воспитанница аргументировано отвечает на вопрос.
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Личностные УУД:
формирование целенаправленной познавательной деятельности талантливых воспитанниц.
Познавательные
(поиск и извлечение информации)
Коммуникативные
( монологическое высказывание)
4
Рефлексия
Так какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ( представленные вначале урока).
Для обобщения изученного выполняют
задание №4-«Тест»
.
Учитель выставляет оценки в дневники.
На каждой парте у воспитанниц лежат карточки разного цвета.
Просьба оценить урок.
Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.
Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.
Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.
Воспитанницы аргументировано отвечают на вопрос.
Выполняют тест, проводят контроль и самоконтроль, анализируют свою работу и окончательно оценивают работу подруг.
Подводят итог урока,
высказывают мысль о том, что им запомнилось на уроке, что они попытаются сделать дома,
Записывают домашнее задание.
Стр. 199-204, вопросы 1-8 стр. 204.
Вывод на стр 204 письменно.
Регулятивные
(удерживание цели)
Познавательные
(анализ)
Регулятивные
(удерживание плана урока)
Познавательные
(анализ, сравнение, вывод)
Коммуникативные
(сотрудничество, монологическое высказывание)
Преподаватель биологии Сергеева Н.А
·
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. 7кл «Пауки»
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность воспитанниц
Формируемые УУД
1.
Мотивационный
Приветствие воспитанниц.
Настрой на урок, мотивирует на изучение новой темы.
На доске 2 фотографии: рака и паука.
Учитель задает вопрос:
Почему эти организмы изображены рядом?
Воспитанницы слушают, настраиваются, заинтересовываются.
Регулятивные,
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
2
Целеполагание
Поможет ответить на этот вопрос изучение темы
« Класс паукообразные»
Какова же цель урока?
По существу правильно, только давайте добавим в цель словосочетание наземный образ жизни
«Изучить особенности строения, связанные с наземным образом жизни ».
Девочки, давайте составим план наших действий на этот урок.
(План выведен на интерактивную доску)
Рассмотрите пункты нашего плана и определите, в каком порядке будем изучать материал.
1. В чем отличия представителей класса Паукообразных от Ракообразных?
Слушают, отвечают на вопрос.
Записывают тему урока.
Цель: Изучить особенности строения пауков.
Составляют план действий:
1.Повторение изученного материала( Ракообразные) и выявление связи с новой темой.
2 Изучение нового материала
3.Самостоятельные и практиче-
ские работы..
4. Качество усвоения материала.
Воспитанницы обсуждают, делают выводы, отвечают на вопросы, приводят примеры
Регулятивные, коммуникативные
Регулятивные
(умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную).
Личностные
(готовность и способность к саморазвитию).
Коммуникативные.
3
Изучение нового материала
Рефлексия.
Почему мы изучаем тему Паукообразные после Ракообразных?
Вспомним классификацию Ракообразных.
По аналогии составьте классификацию Паукообразных.
Учитель задает вопросы:
-Какова среда обитания паука? В чем её главное отличие от Ракообразных?
-Влияет среда обитания на особенности внешнего строения и поведения паука?
- Приведите подтверждающие примеры.
Какой из этого следует сделать вывод?
Групповая практическая работа
1) составить план строения пищеварительной системы паука и сравнить с пищеварительной системой рака
2) составить план строения дыхательной и кровеносной системы паука и сравнить с дыхательной и кровеносной системой рака
3) составить план строения нервной системы паука и сравнить с нервной системой рака
4) особенности размножения и развития пауков-составить краткий план ответа, используя текст учебника.
Подведение итогов практической работы.
После сообщения группы, остальные воспитанницы дают оценку работе группы, отмечая самых активных.
Оценивание по 5-ти бальной системе.
Учитель предлагает сделать вывод о проделанной работе.
Учитель корректирует ответы и формулирует вывод: особенности строения у пауков объясняется их наземным образом жизни
Что еще особенного есть в поведении пауков?
Работа с интерактивной доской
Учитель задает вопрос:
Как вы думаете , паук плетёт паутинно осмысленно?
Как называется такое поведение?
Рефлекс – это в основном одно действие , а паук производит при плетении их множество.
« Цепь сложных врождённых рефлексов называются инстинктом».
Учитель задает вопрос:
Как Вы думаете, много ли в природе представителей класса Паукообразных? Ответ найдите в учебнике на стр.151.
Учитель задает вопрос:
«Какие опасности предостерегают человека и животных при встрече с Паукообразными?»
Учитель
Завершаем мы урок «Блиц опросом»
Тестовые задания.
Оценивание по 5-ти бальной системе
Учитель предлагает воспитанницам оценить свою работу на уроке и в целом весь урок.
Одна воспитанница составляет классификацию на доске , остальные в тетради, анализируют работу, добавляют, аргументируют свои выводы.
Воспитанницы обсуждают, делают выводы, отвечают на вопросы, приводят примеры
Воспитанницы аргументировано отвечают на вопрос.
Воспитанницы формулируют вывод.
Воспитанницы по группам составляют планы строения
систем органов паук , сверяясь с текстом учебника.
Одна воспитанница из группы докладывает, используя слайды презентации, остальные члены группы дополняют и уточняют её ответ.
Воспитанницы пытаются сформулировать вывод,
аргументировано отвечают на вопросы.
Сообщение воспитанницы.
Презентация с элементами видео-«Плетение паутины пауками»
Воспитанницы аргументировано отвечают на вопрос.
Рефлекс
Воспитанницы записывают определение в тетрадь.
Воспитанница представляет презентацию «Многообразие пауков»
Воспитанницы зачитывают характеристики опасных пауков и клещей и меры предосторожности. ( учебник стр. 156)
Каждая группа должна ответить на 5 тестовых вопросов.
Выполняют тест, проводят контроль и самоконтроль, анализируют свою работу и окончательно оценивают работу подруг.
Воспитанницы подводят итог урока, ,высказывают мысль о том, что им запомнилось на уроке, что бы они изменили . Сделали вывод о том, какие вопросы они прочно усвоили на уроке, а какие небходимо доучить дома.,
Записывают домашнее задание.
Учебник: стр.151-156.
Вопросы 1-9 на стр. 157.
Презентации о скорпионах .
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Коммуникативные
( монологическое высказывание)
Познавательные
(поиск и извлечение информации, обобщение)
Познавательные
(самостоятельно выполнять задание)
Регулятивные
(удерживание учебной задачи)
Познавательные
(поиск и извлечение информации)
Коммуникативные
( монологическое высказывание)
Коммуникативные
( взаимопроверка)
Преподаватель биологии Сергеева Н.А.
15