Проект на тему Единое образовательное пространство как средство развития читательской компетенции обучающихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Карталы
Инновационный творческий проект
по теме
«Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций обучающихся»
Выполнила:
Верткая Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 17
г. Карталы
Аннотация
к инновационному творческому проекту
«Единое образовательное пространство на уроках литературы
как средство развития читательских компетенций у обучающихся»
Тип проекта: информационный.
Участники проекта: обучающиеся 8 классов нескольких школ, учителя литературы.
Этапы реализации проекта:
- организационный этап – распределение задач для участников проекта;
- деятельностный этап – подготовка и проведение открытых уроков по литературе
- аналитический этап– анализ проектной деятельности, диссеминация опыта.
Ожидаемые результаты:
- Повышение читательского интереса обучающихся.
- Реализация личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода на уроках литературы.
- Развитие познавательных универсальных учебных действий, метапредметных коммуникативных умений у школьников.
- Повышение ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.
- Функционирование единого межшкольного образовательного пространства.
Обоснование необходимости инновационного проекта
Ни для кого не секрет, что в настоящее время интерес к чтению у детей неуклонно снижается. Это обусловлено рядом факторов от общего падения уровня культуры в современном обществе до бурного развития цифровых технологий. Объем информации, получаемый ежедневно нашими детьми несоизмеримо возрос. Темп жизни значительно увеличился. Интернет, телевидение, компьютерные игры оттесняют интерес к чтению книг на второй план.
В чём-то данные процессы закономерны и всё же… Учитель литературы в сложившейся ситуации не имеет права опускать руки. «Тот, кто нам мешает - тот нам поможет» - говорил один небезызвестный персонаж. Идеей моего проекта является то, что повышать читательский интерес ребёнка можно используя, в том числе, и цифровые технологии.
Значительный объём прочитанного за годы обучения в школе приходится на «внеклассное чтение». Сколько реально за лето прочитывает ученик из этого немаленького списка? А если и прочитывает, то насколько вдумчиво? Насколько он анализирует прочитанное? Оставляет ли прочитанное в его душе хоть какой-нибудь след? Суть моего проекта, заключается в том, что группа учеников выбирает из списка произведений для внеклассного чтения одно и не просто читает его, но и собирает о нём всю максимальную информацию (сведения об авторе, исторический контекст сюжета, иллюстративный материал, литературоведческие рецензии и т.д.). На основе собранной информации учениками в дальнейшем готовится творческая презентация, целью которой является, прежде всего, заинтересовать своих ровесников, стимулировать их интерес к самостоятельному прочтению данного произведения. И главное, презентация проводится в интерактивном режиме для обучающихся сразу нескольких школ, что позволяет обсудить увиденное и услышанное, задать интересующие вопросы, получить ответы. При этом значительно повышается мотивация школьников на этапе сбора и анализа информации, так как им предстоит презентовать собранный материал для более широкой аудитории. Современный уровень технического оснащения школ делает эту задачу вполне выполнимой, а язык сетевого взаимодействия близок и понятен современным школьникам. Таким образом, можно быть вполне уверенным в том, что данный приём позволит значительно повысить познавательный интерес и стимулирует обучающихся к чтению.
Особенно актуальной эта задача мне видится в свете требований, предъявляемых к образовательному процессу на сегодняшнем этапе развития образования. Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». И именно чтение и чтение вдумчивое может быть первейшим инструментом, овладев которым, современный ученик сможет эффективно решать поставленные перед ним образовательные задачи.
Цели и задачи инновационного проекта.
Цели:
Повысить уровень читательской компетентности обучающихся через сетевое взаимодействие.
Создать и обеспечить функционирование межшкольного интерактивного образовательного пространства.
Задачи:
Стимулировать интерес обучающихся к прочтению и детальному анализу литературных произведений.
Приобщить обучающихся к созданию творческих проектов в предметной области «Литература».
Развивать ИКТ-компетентность обучающихся и педагогов.
Повысить уровень информационных и коммуникативных компетенций обучающихся.
Организовать сетевое межшкольное образовательное взаимодействие на уроках литературы.
Основное содержание инновационного проекта
Проект «Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций у обучающихся»- это цикл сетевых интерактивных уроков,в которых одновременно принимают участие обучающиеся нескольких школ.К участию в уроках возможно привлечение писателей, поэтов и других субъектов образовательно-культурного социума Карталинского района, при поддержке администрации школ и местных органов управления.
Усилия учителей литературы нашего района во многом направлены на повышение читательской компетентности обучающихся района, на создание и воплощение совместных проектов по привлечению учеников в библиотеки, и развитию интереса к книге и чтению. Работа в этом направлении ведется на протяжении нескольких лет. Одним из направлений данной деятельности как раз и может являться создание единого образовательного пространства для повышения читательской компетентности обучающихся.
Проект рассчитан на 1 учебный год.В ходе реализации проекта предполагается промежуточный анализ результатов и возможная корректировка методической и технологической составляющих проектной деятельности.
Как показывает опыт, организация и проведение различных мероприятий с использованием виртуального пространства – таких как сетевые уроки, виртуальные круглые столы, сетевые конкурсы стимулируетинтерес обучающихся.Сетевые технологии позволяют обсуждать прочитанноене только среди одноклассников, но и обмениваться мнениями со сверстниками-читателями других школ. К тому же, мотивация школьников, которым предстоит презентовать свой материал на более широкую аудиторию, возрастает. Они более ответственно относятся к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.
Задачей начального этапа реализации проекта является выявление и распространение инновационного опыта по развитию читательских компетенций обучающихся педагогами и библиотечными работниками школ на уроках и в процессе внеурочной деятельности.Системные администраторы на предварительном этапе занимаются подготовкой аппаратного и программного обеспечения для налаживания сетевой коммуникации между школами.
На заседание РМО учителей литературы были определены две базовые площадки для проведения интерактивных (сетевых) уроков. Ими стали две городские школы: МОУ СОШ № 17 и СОШ № 3 филиал МОУ СОШ № 17. В дальнейшем планируется поэтапное привлечение остальных школ города и района.
Центр развития образования, руководители образовательных организаций согласились поддерживать данный проект. Предполагается информационная поддержка местных СМИ. На предварительном этапе в рамках проекта запланированы консультации, как по техническим вопросам проведения сетевого урока,так и по методическому содержанию занятий.
Апробация проекта проводится с обучающимися 8 классов.Ученики МОУ СОШ № 17 были поделены на группы, каждая из которых для выполнения проекта выбрала одно произведение из списка литературы для внеклассного чтения.Рассмотрим ход проектной деятельности на примере работы группы обучающихся, которые выбрали роман В.А.Каверина «Два капитана». «Дороги, которую мы выбираем» - так звучит тема урока по роману (приложение 1).
Во время каникул обучающиеся данной группы не только прочитали роман, но и совместно с родителями проводили сбор дополнительной информации для проведения учебного занятия. Каждый из учеников выбрал для себя тематику дальнейшего выступления.Проектная деятельность заключалась в том, чтобы создать групповой литературный проект в виде презентации для демонстрации и обсуждения в рамках открытого урока. На этом этапе обучающиеся определяли содержание проекта, отбирали необходимые источники информации. Для подбора и анализа материала по роману ученики привлекали к своей деятельности библиотекарей детской городской библиотеки, связывались с сотрудниками «Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина», в которой с 2002 г. находится музей романа В.А. Каверина «Два капитана». Чувство вовлеченности в подготовку открытого урока, постановку проблемы и определений общих путей реализации целей сделало эту работу личностно важной. Это способствовало формированию мотивации в работе над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.На этом этапе обучающиеся распределили между собой направления в работе с информацией, что позволило им «примерить» на себя роли библиографа, географа, литературоведа, историка, докладчика.
Далее проводился анализ и творческая переработка полученной информации. Происходила корректировка и согласование текстов выступлений между участниками, определялась схема их взаимодействия, осуществлялся подбор иллюстративного материала. Обучающиеся в процессе такой деятельности проявляют коммуникативные навыки, учатся координировать свои планы с планами других членов группы, обсуждают первые результаты, отбирают и анализируют полученный материал в группе.
В сентябре состоится предварительное согласование содержания проекта с учителем литературы. При этом особое внимание необходимо будет уделить тому, чтобы презентация прежде всего способствовала повышению читательского интереса у слушателей. После того, как системный администратор наладит сетевое взаимодействие между школами можно приступать непосредственно к проведению открытого урока.
Первые уроки предполагается провести между двумя классами разных школ. Перед проведением урока пройдет предварительное тестирование читательского интереса обучающихся 8 классов. Предполагается выяснить, читали ли школьники роман? Если читали, то насколько взволновала их судьба главных героев и т.д.? Весь урок будет идти в интерактивном режиме с использованием программного обеспечения «Skype». Помимо учителя на уроке желательно присутствие системного администратора, задачей которого является функционирование аппаратного обеспечения сетевого взаимодействия между школами.
В процессе выступления обучающихся запланировано обсуждение презентуемого проекта между учениками МОУ СОШ № 17 и СОШ № 3, учителя в классах, в данном случае, играют роль координаторов, которые обеспечивают поэтапное ведение урока и модерируют ход дискуссии. После завершения открытого мероприятия проводится итоговый опрос обучающихся для выявления заинтересованности школьников в прочтении или перепрочитании романа «Два капитана».
В дальнейшем,в течение учебного года планируется провести еще ряд уроков между школами МОУ СОШ № 17 и СОШ № 3. На последующих уроках обучающиеся будут поочередно знакомить ровесников с другими произведениями, входящими в программу для внеклассного чтения.
В ноябре, после проведения нескольких открытых уроков в рамках реализации проекта, планируется проведение промежуточного анализа результатов.Презентация результатов с целью корректировки методической и технической составляющих проекта пройдет на заседании РМО учителей литературы.Презентация проекта планируется также для руководителей других РМО, руководителей образовательных организаций с целью привлечения к проведению сетевых уроков не только преподавателей литературы, но и других учителей-предметников.
Проект «Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций у обучающихся»является началом глобального муниципального образовательного проекта по созданию единого межшкольного образовательного пространства, который будет содействовать общему повышению качества образования.Подобные проекты актуальны и значимы для всех субъектов образовательного процесса. Поэтому мы планируем и в дальнейшем продолжать работу в этом направлении.
Ресурсы проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год. В дальнейшем, в случае получения положительных результатов, планируется использование сетевого взаимодействия в образовательном процессе на постоянной основе.
Функционирование единого образовательного пространства пройдет этап апробации на уроках литературы в 8 классах муниципальных школ. После чего аудитория участников проекта будет расширяться. Предполагается задействовать в реализации проекта других учителей предметников и обучающихся 5 – 11 классов.
Реализация проекта не требует каких-либо дополнительных финансовых вложений.
Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений в настоящий момент вполне отвечает требованиям к реализации сетевого взаимодействия. Для подключения к проектной деятельности образовательной организации необходимо иметь:
стабильный доступ в Интернет;
АРМ учителя предметника;
Вэб-камеру и микрофон.
Целевая аудитория и партнеры
На начальном этапе реализация проекта предполагается совместно с обучающимися 8 классов.Для анализа результатов привлекаются учителя литературы школ нашего района, школьные библиотекари, сотрудники детской библиотеки, сотрудники краеведческого музея г. Карталы, администрация школы, родители. А с учетом того, что каждый может стать нашим слушателем, зрителем, то проект «Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций у обучающихся»так или иначе, касается всех субьектов образовательного процесса в районе.
Нашими социальными партнерами являются Центр дополнительного образования детей, объединение юных журналистов, городская детская библиотека, краеведческий музей г.Карталы, Центр развития образования Карталинского района, представители творческой интеллигенции.
С учетом дальнейшего развития проекта планируется увеличение количества участников.
Перспективный план
реализации инновационного творческого проекта
«Единое образовательное пространство на уроках литературы
как средство развития читательских компетенций у обучающихся»
Сроки Мероприятия Ответственные Предполагаемые результаты
Организационный этап (апрель - сентябрь 2015 года)
Цель этапа: Организация и подготовка открытых уроков по литературе
Апрель-май 2015 Разработка проекта Руководитель проекта Разработка проектной документации и нормативно-правовой базы.
Апрель 2015 Изучение теоретической базы по вопросу организации сетевого образовательного пространства Руководитель проекта, системный администратор школы Создание технологической карты по техническому обеспечению функционирования сетевого образовательного пространства
Апрель-май 2015 Подготовка обучающихся к созданию творческих проектов по литературе Руководитель проекта, обучающиеся 8 классов Повышение ИКТ-компетентности обучающихся до уровня, достаточного для создания творческих проектов по литературе
Май 2015 Распределение тематики ученических проектов по литературе на заседании РМО Руководитель проекта, учителя литературы
Определение тем открытых уроков и определение дат их проведения Корректировка календарно-тематического планирования.
Июнь-сентябрь 2015 Сбор информации и подготовка творческих проектов по литературе Руководитель проекта, обучающиеся 8 классов, родители, библиотекари, педагоги
Создание творческих проектов по литературе.
Деятельностный этап (сентябрь 2015 года – ноябрь 2015 года)
Цель этапа: Проведение открытых уроков по литературе среди обучающихся 8 классов двух школ в едином сетевом образовательном пространстве.
Сентябрь 2015 Создание технической базы для организации сетевого образовательного пространства Руководитель проекта, системный администратор школы Апробация оборудования для обеспечения сетевого взаимодействия между школами
Сентябрь 2015 Предварительное тестирование читательского интереса обучающихся 8 классов Руководитель проекта, учителя литературы, обучающиеся 8 классов
Определение уровня заинтересованности обучающихся в прочтении литературы для внеклассного чтения
Сентябрь-октябрь 2015 Презентация и обсуждение творческих проектов на открытых уроках литературы в 8 классах Руководитель проекта, учителя литературы, системный администратор, обучающиеся 8 классов
Проведение открытых уроков
Аналитический этап (октябрь - ноябрь 2015 года)
Цель этапа: Анализ проектной деятельности, диссеминация опыта.
Октябрь 2015 Итоговое тестирование читательского интереса обучающихся 8 классов Руководитель проекта, учителя литературы, обучающиеся 8 классов
Определение уровня заинтересованности обучающихся в прочтении литературы для внеклассного чтения
Ноябрь
2015 Мониторинг и обсуждение результатов проекта Руководитель проекта, учителя литературы, Корректировка методической и технической составляющих проекта на заседании РМО
Ноябрь
2015 Презентация проекта на заседании РМО учителей литературы Руководитель проекта, учителя литературы, Привлечение к процессу реализации проекта учителей литературы всех общеобразовательных школ муниципалитетаНоябрь
2015 Презентация проекта на совещании руководителей РМО Руководитель проекта, руководители РМО Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин
Перспективный этап реализации проекта(ноябрь 2015 – апрель 2016 года)
Цель этапа: Проведение открытых уроков по литературе среди обучающихся 5 - 11 классов двух школ в едином сетевом образовательном пространстве.
Ноябрь 2015 – апрель 2016 года Презентация и обсуждение творческих проектов на открытых уроках литературы в 5 - 11 классах Руководитель проекта, учителя литературы, системные администраторы, обучающиеся 5 - 11 классов
Проведение открытых уроков.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Суть проекта – в совместной деятельности детей и взрослых из различных школ района на основе общего увлечения книгой, а новейшие технологии – это способ всколыхнуть и поддержать интерес к чтению мало читающей, но увлечённой сетевыми коммуникациями возрастной категории –учеников 5-11 классов. Встречи подростков с читателями-сверстниками и авторами книг в интерактивном режиме виртуальных круглых столов, сетевых конкурсов и викторин несомненно будут способствовать повышению их мотивации к чтению.
Совместный опыт работы наших школ свидетельствует о том, что, увлекательное сотрудничество взрослых и детей на основе общего необычного дела и проведение уроков с применением новейших технологий выводит образовательную деятельность на качественно иной, более продуктивный уровень, способствуя пропаганде книги и вызывая повышение читательской заинтересованности школьников.
Совместная творческая деятельность учащихся способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами.
Работа над материалом для уроков позволит получать личностные и метапредметные результаты образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Значительный объем работы ученики делают самостоятельно. В процесс сбора и анализа информации активно будут вовлечены и родители.Они призваны выступать в роли источника информации, координатора, консультанта, развивать креативные способности своих детей, помогать активно использовать технические средства обучения, планировать свои действия, строить взаимоотношения, проявлять инициативу и преодолевать возможные противоречия, способствовать формированию творческой личности детей и ощущению психологической общности в семье.
Этап, предваряющий проведение сетевого урока – этап сбора информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами обучающихся и по их выбору позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет, музеи).
Таким образом, работа над сбором материалов и подготовки проектов для сетевых уроков будет способствовать формированию личности учащихся в совместной проектной деятельности,развивать умения и навыки проектно-исследовательской самостоятельной работы,повышать мотивационные механизмы, развивать интерес к расширению знаний в избранной области исследований,углублять умения учащихся анализировать, синтезировать и классифицировать полученную информацию, ставить проблему, конкретизировать задачи и цели на этапах работы и конечную цель проекта. Учащиеся в процессе работы над проектом будут находиться в едином поле личностного общения с педагогами и родителями, ощущать психологическую общность с ними. Совместная работа учит учащихся доводить свою работу до логического конца, оформлять и представлять результаты своего труда, получать удовлетворение от проделанной работы. Будет происходить развитие личности обучаемого, подготовка школьника к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Но самое главное – реализация данного проекта через сетевое взаимодействие неоспоримо приведет к повышению уровня читательской компетентности обучающихся.
Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта.
На данный момент планируется проведение сетевых уроков литературы в рамках муниципальной системы образования. Однако, в перспективе,возможно подключение к реализации проекта и обучающихся других муниципалитетов. Также будет целесообразным использование единого образовательного пространства не только на уроках литературы, но и в других предметных областях.
Аппаратное и программное оснащение образовательных организаций в настоящий момент полностью соответствует всем техническим параметрам, необходимым для реализации проекта.
Список литературы
1.Башмаков М.И. Информационная среда обучения [Текст] / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. — СПб: Свет, 1997. — 400 с2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя / Ю.А Воронин// Педагогика. — 2003.— № 8. — С. 53—59.
3.ГиркинИ.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гиркин // Информационные технологии. — 1998. — №6. — С. 44—47.
4.Коковалец Л.С. Познавательная систематичность учащихся в условиях компьютерного обучения[Текст] /Л.С.Коковец// Педагогика. — 1999. — № 2. — С. 46—50.
5.Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использование [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова.—М.:Академия, 2001. — 256 с.
6.Полат Е.С. Метод проектов [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Е. С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : / Е. С. Полат [и др.] ; ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: Академия, 2008. С. — 65—110 .
7.ПолатЕ. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред.: Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: Академия, 2008. — 269 с.
8.Поташник М.М. Требования к современному уроку[Текст]/ М.М.Поташник. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
9.ВербичМ.В.Инновационные образовательные технологии и творческий подход на уроках литературы и русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://pedsovet.su/publ/47-1-0-3838(15.07.2015)
10.Централизованная библиотечная система города Пскова. Виртуальная выставка к 110 –летию со дня рождения В.А.Каверина «Два капитана» - роман на все времена[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://bibliopskov.ru/kaverin.htm#3.(27.05.2015)