Исследовательская работа по литературному чтению Любит ли читать книги современное поколение?
Васильевская НОШ филиал МБОУ Плёсо–Курьинская ООШ
«Любит ли читать книги современное поколение?»
Исследовательская работа по литературному чтению.
Ерофеева Екатерина 3 класс
Классный руководитель:
Целюрик Ирина Александровна
п. Васильевка
2015 г.
Оглавление:
Оглавление…………………………………………..2
Аннотация……………………………………………3
Введение …………………………………………….4
Основная часть ……………………………………..5-7
Заключение ………………………………………….8
Литература……………………………………………9
Приложения ………………………………………….10- 25
Аннотация.
Ерофеева Екатерина
п. Васильевка, Васильевская НОШ филиал МБОУ Плёсо – Курьинская ООШ, 3 класс.
«Любит ли читать книги современное поколение»?
Руководитель: Целюрик Ирина Александровна, учитель начальных классов. Цель исследовательской работы: Исследовать, почему не любят читать книги мои одноклассники? Методы проведения исследований: провести опрос – анкетирование, предложить провести эксперимент в классе на уроках литературного чтения и при выполнении домашнего задания, понаблюдать и сделать выводы, результаты предложить на рассмотрение при проведении родительского собрания.
Основные результаты исследовательской работы: по результатам, полученным в ходе исследования сделать выводы и разработать совместный план школьных мероприятий, провести предметную неделю.
Введение
Добрый день! Меня зовут Ерофеева Екатерина, я ученица 3 класса Васильевской НОШ. (слайд 1)
Актуальность:
Я учусь в нашей школе 3 год и заметила, что за это время мои одноклассники не научились выразительно читать тексты и стихотворения, они не могут передать содержание текста, многие ребята плохо читают, а домашнее задание даже могут читать по слогам, с ошибками и так, что даже не интересно слушать. У нас в классе есть разные книги, журналы, энциклопедии, справочники, словари, но ребятам не интересно их брать и читать. Я думаю, что тема моей работы актуальна и значима для нашего класса, потому что при выполнении комплексных работ у нас низкие результаты.
Проблема.
Я задумалась, читать надо от этого зависят наши успехи или неудачи в школе. Для этого есть разнообразная интересная литература в классе. Почему мои одноклассники не любят читать книги? Как сделать так, чтобы все стали читать больше и лучше? Кто может нам в этом помочь? Решила понаблюдать, поэкспериментировать и сделать выводы.
Цель моего исследования: Исследовать, почему не любят читать книги мои одноклассники? (слайд№2)
Основные задачи для достижения моей цели: (слайд 3)
Провести опрос одноклассников, и наших родителей; сравнить полученные результаты;
Сделать соответствующие выводы, провести эксперимент, представить результаты одноклассникам и родителям на родительском собрании;
Представить результат своей работы вам;
Методы решения основных задач:
Сбор информации, проведение эксперимента;
Обсуждение с одноклассниками в школе, наблюдение за результатами,составление таблиц данных, сравнение;
Нахождение интересных фактов, проведение разных мероприятий для заинтересованности одноклассников;
Анализ информации и формулирование выводов.
Основная часть
В нашем классе всего 5 человек. Из них 4 человека имеют дефект речи. Я заметила, что когда мы пишем диктанты, сочинения или выполняем комплексные работы, то все допускают много ошибок, получают плохие оценки и многим не хватает времени для выполнения заданий. Ирина Александровна говорит, что всё зависит от чтения. Надо больше читать. Вот я и задумалась, а ведь у нас в классе много разных книг. Понаблюдаю, как часто одноклассники их берут читать.
Вот что у меня получилось: (слайд № 4)
№ Ф.И.ученика Сколько раз за учебную неделю интересовался книгами Читал или просматривал картинки Какая литература
1 Ерофеев Данил 2 Просматривал Учебная
2 Ерофеева Екатерина 4 Читала и просматривала Учебная
Журналы
Книги
3 Пилипенко Максим 2 Читал Словарь
Энциклопедия
4 Самочернов Андрей 0 - -
5 Суевалов Артём 0 - -
Моё первое интервью. (слайд №5)
Тогда я решила провести опрос. Узнаю, любят ли они читать. Школа у нас маленькая буду опрашивать всех учащихся. Вот результат:
- количество,опрошенных;
95%- не любят читать;
5%- любят читать;
100%
Тогда я решила узнать читают ли наши родители. Оказывается, из них не читает и не любит читать 4 человека и 1 человек читает. Делаю вывод: надо провести какие - то мероприятия, чтобы заинтересовать, привлечь всех к чтению книг. Посёлок наш маленький, школа начальная, библиотеки нет. Первое мероприятие – это поездка в Хабарскую библиотеку. 21 ноября 2014 года мы всей школой посетили Хабарскую библиотеку. Что я заметила: (слайд №6)
Все сидели очень тихо и с интересом слушали, что нам рассказывали о библиотеке;
Интересовались книгами, рассматривали их и задавали вопросы;
С большим удовольствием интересовались детскими журналами;
Делаю вывод: приедем домой, поделимся впечатлениями и будем читать книги. Некоторое время действительно мы все с интересом брали книги и журналы в школе. И всё.
Следующее, что мы решили это провести классный час, где я рассказала о детских писателях и показала интересные книги. Потом мы готовили проекты на литературную тему. Но результаты по чтению не улучшались. (слайд №7)
На уроках литературного чтения Ирина Александровна предложила читать вслух интересную книгу 5 минут, а потом рассказать всему классу, о чём ты прочитал. Когда мы это сделали первый раз, пересказать смогли только 2 человека из 5, через неделю 3 человека из 5. Через месяц результат тот же. Один раз при проверке домашнего задания нас спросили, сколько раз мы читаем дома стихотворение для выразительного чтения. Все ответили один. Вот поэтому и оценки у нас такие.
Тогда все вместе решили провести эксперимент. Договорились, что будем читать домашнее задание по 5 раз. На следующий день читаем домашнее стихотворение, результат не улучшился. Почему, ведь все сказали, что дома прочитали по 5 раз? Будем выяснять. Решили, что на уроке Андрей прочитает нам вслух ровно 5 раз. Слушаем и сравниваем результат. Вывод: последний раз он прочитал выразительно и не сделал ни одной ошибки при чтении, даже смог пересказать то, о чём прочитал. Оказывается, что мы не только не читаем дома, но и ещё и обманываем. Тогда мы решили ещё раз провести анкету среди наших родителей. Результаты следующие: оказывается, наши мамы написали в анкете, что они с нами готовят домашнее задание от 1 часа до 2. Давайте возьмём стихотворение Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя спать беспробудно..» (слайд №8) В нём семь четверостиший. Это значит 28 строк. Провели ещё один эксперимент. Каждый из нас читает это стихотворение один раз, узнаем, сколько времени это займёт у каждого из нас. Вот что у нас получилось. Результаты на слайде. Лично я прочитала это стихотворение за полторы минуты, если в 1 часе 60 минут, то получается, я за час чтения могу его прочитать 40 раз. Это стихотворение, давайте возьмём рассказ. Например: (слайд № 9) «Капалуха» Виктора Петровича Астафьева две с половиной страницы. Я прочитала его за 10 минут, а это значит , что за час я смогу прочитать его ровно 6 раз. Но ведь я читаю дома один раз, значит, на выполнение домашнего задания по литературному чтению я потратила в среднем 10 минут. Вывод:оказывается, наши мамы тоже обманывают. (слайд №10)
Интересно, почему? Обратимся к анкете – опросу среди родителей. На вопрос: - Чем на ваш взгляд современные жители заменили чтение книг? 80 процентов ответили: - На интернет, телевизор, сотовые телефоны, компьютерные игры и 10 процентов ответили: - На работу. Значит, современное поколение больше времени проводит в информационной сети интернет. Но не за чтением, а в играх.
Интересные факты. Оказывается: (слайд № 11)
Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум даже в старости.
Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. Читающие люди гораздо меньше подвержены лишнему весу.
При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Среднестатистический выпускник американского колледжа прочитывает всего 5 книг за всю свою жизнь после выпуска.
Мне понравились эти факты о чтении книг. Вы тоже можете рассказать о них тем, кто мало читает — так вы заинтересуете друзей, напомните им, как важно читать книги. Не нужно уподобляться среднестатистическому выпускнику американского колледжа!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд № 12)
Поставленная мною цель достигнута. По окончании исследования я нашла ответ, почему не любят читать книги мои одноклассники? * Во – первых: не любят читать наши родители, не читают сами и не заинтересовывают нас. На вопрос анкеты: - Есть ли у вас дома книги чтения? Сколько? Какие? Они не дали конкретного ответа. Например, был ответ: «Сказки». Что это значит? * Во – вторых: мы сами не хотим читать, нам интереснее поиграть в компьютере. Вывод: самостоятельно мы читать не будем, нужен контроль со стороны взрослых. В школе этот контроль есть, а дома нет. Надо сделать так, чтобы наши мамы были в этом заинтересованы. А как? Я сама не знаю. На помощь пришла Ирина Александровна. Она предложила провести совместное родительское собрание за круглым столом и представить им результат нашего исследования в классе для обсуждения. Я согласна.
Я думаю, что мы продолжим исследование в этом направлении и дальше. Ведь у нас есть положительный результат. Небольшой, но есть. За это время двое моих одноклассников стали готовить домашнее задание по литературному чтению лучше, теперь они активно отвечают на вопросы по содержанию, у них увеличился результат по темпу чтения. Они в среднем увеличили свой результат на 10 слов в минуту. И при выполнении комплексной работы тоже есть небольшие улучшения. А если есть хоть какой – то результат, значит, работа проведена не зря.
И в заключение хочу сказать следующее: президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2015 год – годом литературы. Мы в школе после весенних каникул проведем предметную неделю в связи с этим событием. Сергей Михалков написал замечательное стихотворение для нас: оно называется «Обращение писателя к читателям» ( слайд № 13)
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Я благодарна за помощь в исследовании моим одноклассникам и классному руководителю. А вам спасибо за внимание.
ЛИТЕРАТУРА
takprosto.cc/interesnye-fakty-o-chtenii/ Интересные факты.
allforchildren.ru/poetry/index_book.php Стихотворения детских поэтов о чтении и книгах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нина Пикулева
ЧИТАЙТЕ, ДЕТИ!
Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке И автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле – Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не всё в этом мире Легко нам даётся, И всё же упорный И мудрый – добьётся Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегчённо вздохнёт, Поверив, что мудрое Время – придёт! И мудрое, новое Время – придёт!
Сергей Михалков ОБРАЩЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ К ЧИТАТЕЛЯМ
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Юрий Энтин СЛОВО ПРО СЛОВО
Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы. Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги, друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!