Методическая разработка к уроку русского языка на тему: Устойчивые выражения. Слово и его значение (4 класс ПНШ)


Урок русского языка 4 класс (ПНШ)
Тема: «Устойчивые выражения. Слово и его значение»
МАОУ гимназия №120
г. Екатеринбург
Мальцева Наталья Сергеевна
Организационный момент
1)Настрой на урок
- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Повернитесь к гостям, улыбнитесь добрыми улыбками?
- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!
2) Садитесь. Откройте тетради, запишите число
2. Изучение нового материала
Сегодня в школе у нас много гостей. Да так много, что яблоку негде упасть. Некоторые приехали из-за тридевять земель. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык.
- Что необычного заметили в моей речи?
(На доске появляются данные выражения)
- Что это за высказывания?
- Что обозначает выражение яблоку негде упасть?
- Что обозначает выражение из-за тридевять земель?
- Что значит «найдём общий язык»?
Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?
А) - Откройте учебник на странице 29.
Тема нашего урока называется "Устойчивые выражения"
Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения.
- Посмотрите, какие бывают Фразеологические словари, в них может быть помещено более 6000 фразеологизмов
- Что мы можем узнать из словаря? / Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.
- Откуда произошли эти выражения, вы знаете?
Где раки зимуют.
Из кожи вон лезет.
Спит с открытыми глазами?
Ответ 1 ученика: Из словаря я узнала, что выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"
Ответ 2 ученика: Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром.
1.Линяют, то есть вылезают из своей кожи змеи. Если говорить не только о коже, но и о хитиновом покрове, то раки, креветки и пауки тоже линяют.
2.Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят.
ОЦЕНИВАНИЕ учащегося по критериям
- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ, наблюдая за природой. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: (слайд 4)
Остаться у разбитого корыта;
Что такое хорошо и что такое плохо;
Да только воз и ныне там;
На деревню дедушке.
Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов. Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)
Замечу, каждый фразеологический оборот состоит из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого и часто близок по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.
Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)
Б) Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.
В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения? Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации.
3. Закрепление учебного материала
1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»
Стр.30 Упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.
Письменно Упражнение 24.Объясни письменно значения устойчивых выражений, используя их синонимы из списка слов. ( По цепочке уч-ся у доски)
Представьте, что вы – артисты театра понтомимы!
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … (бык).
Колюч, как … (ёж).
Телеграмма: Чтобы ничего не валилось из рук, сложа руки работать не будем, а трудиться будем не покладая рук, взявшись рука за руку, рука наша набита и писать будет красиво.
2) Работа в парах
Замените слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике.
(2 ч. Стр. 190)
Лентяйничать - Баклуши бить.
Крепко дружат - Водой не разольешь.
Удрать, сбежать - След простыл.
ПРОВЕКА
-Чьи пары справились с заданием? Слушаем ответы пар
3)Самостоятельная работа.
Выполним самостоятельно упражнение 25. Прочитайте задание.
- Что такое слова-антонимы?
Придумайте предложения с этими устойчивыми выражениями.
САМОПРОВЕРКА
Скажите, какие затруднения у вас возникли.
- Чтобы затруднений не возникало в следующий раз, о чем необходимо помнить?
5. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
(Дети зачитывают. Объясняют.)ДОМ. ЗАДАНИЕ - Т с. 17 №14
Тв. задание – нарисуй на листе А-4 сюжет 1 фразеологизма, написать его и изложить историю происхождения. Смотрите образцы