«Чай, как он приятен крепок, вкусен, ароматен
Классный час «Чай, как он приятен крепок, вкусен, ароматен»
Цель:
познакомить с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка;
создавать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;
способствовать развитию навыков общения между детьми, выстраивание отношений на основе сотрудничества
Ход
1. Организационный момент.
Мне очень приятно видеть гостей и вас, ребята. Улыбнитесь гостям и друг другу.
Сядет тот,
кто получил сегодня «5»
у кого светлые волосы
у кого имя начинается на букву «Н»
кому 14 лет
кто родился зимой
2. Введение в тему.
Закончились уроки. У вас был насыщенный учебный день. Мне хотелось бы начать классный час с опроса и узнать о вашем самочувствии.
На доске написаны предложения. Прочитайте их.
Я чувствую усталость.
Мне хочется отдохнуть.
Я полон сил.
У вас на парте лежат листья разного цвета. Синий – я чувствую себя усталым, зеленый – мне хочется отдохнуть, красный – я полон сил. Подумайте, как вы оцените свое состояние, выйдите, прикрепите листочек к тому предложению, выражает ваше состояние.
Я вижу, что вы
- Ребята, а знаете ли вы быстрые способы снятия усталости? Приведите примеры (ответы детей)
- Что вы делаете для того, чтобы снять усталость?
- Вы назвали достаточно много способов и все они, действительно, снимают усталость, повышают работоспособность человека.
Некоторые из вас назвали чай.
- Что такое чай?
- Подберите прилагательные к слову «чай».
3. Постановка темы, целей.
Сегодня я предлагаю вам провести классный час по теме «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен».
Что бы вам хотелось узнать на занятии?
Чему научиться?
Сегодня вы узнаете об истории, пользе чая, о культуре чаепития, разработаете проект классного чаепития.
Наш классный час пройдет в форме устного журнала.
4. Основной этап.
Итак, открываем первую страницу.
Страница 1. Рождение чая
- А кто из вас знает, какая страна является родиной чая?
Об этом вы узнаете из второй страницы нашего устного журнала, которая называется «Рождение чая».
Рассказ ученика. Открытие чая приписывают китайскому императору. Этот мудрый правитель пил только кипяченую воду. Но однажды, отдыхая в лесу, он приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Классный руководитель. Интересный факт. Для китайского императора чай собирали только девушки до 16 лет. Считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая.
- Что вас удивило в рассказе?
- Что показалось интересным?
- Итак, из первой странички вы узнали, что обычай чаепития зародился в Китае.
Страница 2. «Путешествие чая в Россию».
- Прочитайте заголовок второй страницы.
Рассказ ученика. В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. Русский царь Михаил Романов направил своих послов к сибирскому хану. Тот их встретил очень хорошо, и напоил чаем. Затем хан подарил царю подарки, в том числе и 200 пакетиков с надписью «Бах-га», в переводе означает «Чай для заварки».
2 слайд
Классный руководитель. После этого события напиток пришёлся по вкусу, что его стали пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день. Для бедных людей чай был не доступен, так как был очень дорогим из-за трудной доставки. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, телегах, переправляли через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы.
- Когда чай появился впервые в России?
- Почему чай пили только богатые люди?
Страница 3. «О пользе чая»
Как вы думаете, почему чай считают ещё и целебным напитком?
О целебных свойствах чая вы узнаете из 4 страницы нашего журнала.
Рассказ ученика. Изучая лечебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. В нем содержатся полезные вещества, все витамины. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, умственную, физическую работоспособность. Чай снимает головную боль, помогает при простуде.
- Рассмотрите картинки растений, какие из них вы знаете?
Травы придают чаю особый аромат и вкус.
- Из каких трав вам приходилось пить чай?
- В борьбе с какими болезнями помогает травяной чай?
Итак, чай полезен, обладает лечебными свойствами, снимает усталость.
Страница 4. «Мудрые мысли».
Многие знаменитые люди высказывались об этом чудесном напитке. Я вам предлагаю прочитать эти высказывания и объяснить их смысл.
«Я должен был пить много чая, так как без него не мог работать. Чай освобождает те мысли, которые дремлют в моей голове» (Л. Н. Толстой).
«Когда вы сидите у голубого экрана, советуем пить чай, а не кофе или лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, убивает вредное воздействие излучения телеэкрана» (Чень Цикунь).
Чтение вслух.
- Что интересного вы узнали о свойствах чая?
Дегустация.
- Ребята, я приглашаю вас на дегустацию чая, чтобы убедиться в целебных и вкусовых качествах чая.
Подходите к чайному столику.
Продегустируйте чай под номером 1. Ощутите аромат чая. Пить чай нужно не спеша, наслаждаясь его вкусом.
Продегустируйте чай под номером 2.
- Вы попробовали 2 чая. Выразите свои предпочтения. Какой чай, на ваш взгляд, был более вкусным и ароматным и почему? (жетоны).
- Как вы считаете, какой это чай?
- Итак, предпочтения вы выразили чаю под номером Это чай
Спасибо.
Страница 5 «Чайная церемония».
Чай любят во многих странах мира. И у каждого народа своя культура чаепития.
В Англии чай принято пить в 17-00 часов, в Китае и Японии чайная церемония длилась очень долго около 4 часов.
- По каким случаям пьют чай в России?
А в России чай пьют в любых случаях.
- В каких случаях пьют чай в России?
(Когда приходят гости, когда собирается вся семья, когда просто встречаются друзья. Иногда на чай приглашают гостей).
- Как накрывают стол?
Стол накрывают скатертью, ставят чайные приборы, Необходимым атрибутом русского чаепития был самовар.
- Что подают к чаю?
К чаю подаются пряники, баранки, печенье, лимон, варенье, мёд и разные сладости.
Страница 6 «Домашнее чаепитие».
Во многих семьях существует обычай – всей семьёй собираться за столом за кружкой чая. Уверена, что в ваших семьях есть традиции совместного чаепития.
Открываем 6 страницу «Домашнее чаепитие». Расскажите друг другу, как проходит чаепитие у вас дома.
Рассказы детей.
- Спасибо, ребята, за ваши рассказы.
Страница 7 «Классное чаепитие»
Мы с вами коротко познакомились с историей чая, традициями чаепития.
- Хотелось бы вам провести чаепитие в классе?
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и разработать проект классного чаепития. Работать вы будете по плану. В проекте нужно отразить: название чаепития, для кого предназначено, как будет оформлен стол, каким чаем будете угощать, какие угощения будут, как развлечь гостей.
Работайте дружно. На работу отводится – до 10.
ПЛАН.
Название чаепития.
Приглашенные гости.
Оформление стола.
Вид.
Угощения.
Развлечение.
Для работы вам понадобится альбомный лист, карандаши, клей, цветная бумага, ножницы.
Защита проектов.
Оценка проекта.
Оцените проект своих товарищей с помощью цветовых жетонов.
«хороший проект»,
«нужно доработать»,
- Какой проект вы хотели бы реализовать?
Оба проекта мы реализуем перед Новым годом, в январе.
5. Итог. Рефлексия.
- Закончилась последняя страница нашего журнала «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен». Мне хотелось бы узнать ваше мнение.
Я узнал
Мне было интересно
Мне хотелось бы
Желаю всем
Мне было приятно с вами работать, спасибо за проделанную работу.
Мне хотелось бы подарить вам рецепты приготовления чая, которые вы можете опробовать дома с родителями.
А закончим мы наш классный час хотим такими словами:
Я хочу открыть секрет
И полезный дам совет
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью – лучший друг!
Источники информации
Журнал «Справочник классного руководителя», №9, 2010 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15