Доклад Художественная литература как средство нравственного и патриотического воспитания младших школьников
\sХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение должно стать для ребенка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе
с тем источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество
Ни для кого не секрет, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора. В то время, когда родители много сил и времени отдают заботам о благосостоянии семьи, карьере, телевидение становится для детей источником знаний об окружающем мире, взаимоотношениях людей, хороших и плохих поступках, и является их собеседником. Но собеседником односторонним, с которым нельзя поговорить, поделиться переживаниями, чувствами. Наряду с переутомлением, повышенной возбудимостью, чрезмерное увлечение телевидением ведет к недоразвитию речи, снижению уровня развития коммуникативных умений у подрастающего поколения.
На что же нужно обратить внимание родителей, которые всерьез задумываются над необходимостью раскрыть в ребенке творческие начала, развить его речь, мысль, разум, душу?
Несомненно, любовь, терпение и время, проведенное вместе с ребенком – вот движущие силы развития ребенка. Подарками, игрушками родители лишь компенсируют время, которого не хватает для совместных общих дел, занятий, игр.
Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений — все это одна из важнейших целей нравственного воспитания.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, читаемых на уроках литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, важный вопрос: "Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки литературного чтения "как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций"?
Например:
В прошлом году я взяла УМК « Перспективная начальная школа» , курс “Литературное чтение”, разработанный Н.А. Чураковой и В. Ю. Свиридовой в рамках данного УМК.
Данный курс обращает детей к произведениям детской мировой литературы, ранее почти не предлагающимся учащимся начальной школы в качестве учебного материала, например, стихи из детских журналов конца 20-х годов XX века “Чиж и Еж”,Мурзилка что, несомненно, реализует в обучении связь поколений. В этом курсе впервые в учебную хрестоматию для начальных классов включены для чтения хокку - стихи японской классической литературы, которые являются удобным учебным материалом для наблюдения с детьми формы художественного произведения. Особым достоинством данного курса является широкое использование репродукций произведений изобразительного искусства на уроках литературного чтения. Рубрика “Картинная галерея”, включенная в хрестоматии для чтения на каждом году обучения, призвана формировать и развивать эстетический вкус младших школьников. Автор программы пишет: “Работа с поэтическими текстами ведется в основном в двух направлениях. Первое направление связано с той идеей, которая является ведущей в учебнике 1 класса: красота – это та тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как ее возможность, это та скрытая сущность окружающего мира и внутреннего мира человека, которую можно научиться обнаруживать и ценить. Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного образа, как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного”.[4] У учителя появляется возможность на уроках литературного чтения сравнить японскую поэзию с поэзией великих русских классиков. Ученики, в результате учебной деятельности могут убедиться в том, что поэтов Востока и Запада волнуют общие темы: родина, красота, мир, природа, чувство, то есть ценности для людей всего мира едины.
В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, расширение кругозора детей, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений. (слайд1) Воспитать такого человека без книг невозможно. Мы же сегодня хотим поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении.В прошлом году ,в своем 1 классе я начала работу над проектом «Художественная литература как средство воспитания нравственных чувств младших школьников.». В основе его лежит программа « Духовно-нравственное воспитание через художественные произведения»,которую мы создали с психологом школы Фоминой Татьяной Николаевной, которое предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.(слайд..)
Эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой может быть достигнута на следующих условиях:
- целесообразный отбор художественных произведений для детей;
- систематическая работа по ознакомлению младших школьников с детской художественной литературой;
- использование разнообразных форм и методов работы с книгой.
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.
Внеклассная деятельность в режиме группы продленного дня позволяет мне вести планомерную и систематическую работу по нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы. Для воспитания нравственных качеств у школьников оптимальные условия создают занятия кружка «Путешествие в мир книг». Эффективными формами занятий кружка являются литературные часы, поэтические минутки, библиотечные уроки, защита «Читательского дневника», презентации книг,литературные праздники. (Слайд 2)
Содержание таких занятий должно отличаться разнообразием, необычностью и вызывать интерес у детей. Чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, становится для детей приятным и желанным.
Нравственная тематика литературных часов включает фольклор, произведения русской классики, отечественную духовную поэзию, произведения современных писателей. Учащиеся заранее получают список рекомендуемой литературы.
Темы литературных часов могут быть следующие: Слайд 3
1 класс
По дорогам сказки. (Русские народные сказки)
Народная мудрость в произведениях Л.Н.Толстого.
«Сокровища Валентина Берестова»
2 класс
Эти старые, старые сказки. (Сказки Г.Х.Андерсена)
Эти книги учат добру. (Е.Дубравный «Анютины встречи»)
Придумано кем-то просто и мудро. (Пословицы и поговорки)
3 класс
Час творчества Л.Ф.Воронковой «Девочка из города»
Мастер доброй улыбки. (В.Драгунский «Денискины рассказы»)
Волшебная страна. (Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»)
4 класс
Раскрываем тайны природы. (По произведениям Н.И.Сладкова)
Страна детства. (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
Легко ли быть человеком. (К.М.Станюкович «Максимка»)
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Прочитанное произведение обязательно сопровождается обсуждением на литературном часе. Во время непринужденной беседы дети выражают свое отношение к литературному произведению. Они учатся слушать друг друга, спорить, доказывать свою точку зрения, оценивать поступки героев, их мотивы. Мне, как учителю ,необходимо помочь детям осмыслить отношение к героям, добиваться понимания главной идеи автора. Тогда у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Вот например открытый урок по теме:
«Доброта начинается с детства». Литературный час по произведениям В.Осеевой.(2 класс)
Цели: воспитывать у учащихся добрые чувства, способствовать проявлению душевности, дать возможность детям оценить себя и свои поступки.
Форма проведения: обсуждение, игра-тренинг.
Подготовительная работа: дети читают рассказы, рисуют иллюстрации.
1.Беседа о творчестве В.Осеевой «Надо читать и думать»
2.Обсуждение. (В ходе обсуждения каждого произведения на доску прикрепляется изображение вагона с названием рассказа. В конце занятия будет составлен «поезд» из прочитанных рассказов.)
Правильная постановка вопросов подводит детей к нравственной идее.
«Волшебное слово»
-Нравственная идея: волшебные слова творят чудеса.
«Навестила»
-Настоящий друг поступает порядочно. Слово и дело не должны расходиться.
«Синие листья»
-Щедрость – это оказание бескорыстной помощи.
«Просто старушка»
- Если делаешь доброе дело, то делай его безвозмездно.
«Добрая хозяюшка»
- Надо быть настоящим другом и не менять своих друзей.
3.Выставка рисунков.
4.Игра-практикум « Как бы ты поступил».
4.Итог занятия.
Эффективной формой литературного развития младших школьников является ведение «Читательского дневника», в котором дети пишут отзыв на самостоятельно прочитанную книгу. «Читательский дневник» ведется по плану.
1.Автор, название книги.
2.Тема, главные герои, интересный эпизод.
3.Чему учит эта книга.
4.Понравилась ли тебе книга? Почему?
На первом этапе ведения читательских дневников нужна помощь учителя, родителей, потому что ребенок остается один на один с книгой. Необходимо помочь ему правильно мыслить и действовать, правильно извлечь нравственную идею автора книги. Активная читательская деятельность учащихся – показатель формирования читательской самостоятельности и их духовно-нравственного развития.
Для семилетнего ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе, чтение книг – это практически единственно надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь в «чужой» опыт, искать и находить себя и свое место в жизни. Книга открывает мир ребенку, и чем больше ребенок прочитывает, тем шире становится для него этот мир.
.
Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств учащихся 2-а класса. ( Слайд
На экспериментальном этапе исследования были поставлены следующие задачи:
Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.
Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
Определение степени эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе работы над проектом «».
Для сравнения сформированности нравственного воспитания у учащихся был проведен тест в сентябре, а второй тест буквально в конце марта. В диагностике участвовали 21 человек.
Результаты в сентябре показали, что у большинства учащихся средний уровень развития нравственных чувств от 55 до 60% по различным критериям. Наиболее высокие показатели по мотивационно - потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к соблюдению правил и норм нравственного поведения, развитии нравственных чувств, наличии стремления к самосовершенствованию, но недостаточном проявлении данных качеств в поведении. (Слайд
Мы сравнили данные исседованияв целом. В сентябре у трех учеников был низкий уровень нравственной воспитанности, средний уровень – у 13 учеников, а высокий уровень – у 9 учеников. А спустя полгода, после проделанной работы над программой по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: нет ни одного ученика с низким уровнем нравственной воспитанности, средний уровень – у 6 учеников, а высокий уровень – у 19 учеников. Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей. ( Слайд
Заключение
В процессе реализации проекта мы пришли к следующим результатам:
проведенные мероприятия показали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения;
применялась методика нравственного воспитания средствами художественной литературы;
выявлены наиболее эффективные психолого-педагогические условия использования художественной литературы как средства развития нравственных чувств младших школьников;
наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при работе над повышением качества нравственного воспитания школьников.
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Литература
А.И.Баркан, «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г., с.4
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. - № 2
Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. – 2004. - № 1